Современное образовательное пространство характеризуется множественностью дискурса, интерпретации, открытостью, эклектицизмом, плюралистичностью, междисциплинарностью, нелинейностью. Эти черты проявляются в разной степени, но во всех странах мира: индивидуальное построение содержания, опора на опыт субъекта, изменчивость содержания, вариативность становятся залогом качественного образования.
Обращение к цифровым инструментам, действительно, позволяет использовать умение и желание учащихся работать в информационном пространстве, приобретать новые знания, опираясь на собственный опыт.
В соответствии с "Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года" актуальными для всех образовательных институтов становятся вопросы "разработки и внедрения образовательных модулей в рамках образовательных программ всех уровней образования, программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для получения гражданами знаний, приобретения ими компетенций и навыков в области математики, программирования, анализа данных, машинного обучения, способствующих развитию искусственного интеллекта". Отмечается, что приоритетное значение приобретает конвергентное знание, обеспечиваемое в том числе за счёт интеграции математического, естественно-научного и социально-гуманитарного образования.
Однако существует ряд проблем, вызванных недостаточностью исследований вопросов влияния интернет-коммуникаций на развитие личности, процессы воспитания и обучения школьников; определения соотношений технологического и этического аспектов владения цифровыми технологиями; целей и форм взаимодействия педагога с обучающимся в условиях цифровизации; технологии организации учебной деятельности с использованием цифровых инструментов; качества образовательного медиаконтента; проектирования научно обоснованной стратегии педагогического сопровождения учителя.
Важно понять, в какой мере использование цифровых инструментов в преподавании русского языка и литературы в основной школе отвечают поставленным задачам и оказывает поддержку в вопросах воспитания языковой личности обучающихся.
В статье приводятся и анализируются конкретные примеры использования цифровых инструментов на уроках русского языка и литературы в основной и старшей школе, описываются преимущества и недостатки разных форм взаимодействия. Практическая значимость определяется направленностью на конструирование опыта использования цифровых инструментов учителем-словесником. Исследование подтверждает неэффективность полного отказа от традиционных методических ресурсов в связи с аксиологической составляющей курсов русского языка и литературы. Подчёркивается необходимость комплексного подхода к изучению проблемы совместно со специалистами других отраслей педагогических наук.
Методами исследования являются метод концептуализации понятий, метод критической интерпретации, обзорный метод.
The modern educational system is characterized by the multiplicity of discourse, interpretation, openness, eclecticism, pluralism, interdisciplinarity, non-linearity. These features are manifested to varying degrees, but in all countries of the world: individual construction of content, reliance on the subject's experience, variability of content, variability is vital to quality education.
In fact, applying to digital tools, allows you to use the ability and desire of students to work in the information space, acquire new knowledge, based on their own experience.
In accordance with the "National Strategy for the Development of Artificial Intelligence for the period until 2030", the issues of "developing and implementing educational modules in the framework of educational programs at all levels of education, continuing education programs and retraining for citizens to acquire knowledge and acquire competencies are becoming relevant for all educational institutions" and skills in mathematics, programming, data analysis, machine learning, contributing to the development of artificial intelligence lecture. It is highlighted that "convergent knowledge is gaining priority, which is provided, inter alia, through the integration of mathematical, natural-scientific and social-humanitarian education."
However, there are a number of problems caused by the lack of research on the impact of Internet communications on personality development, educating and nurturing children; determining the relationship between technological and ethical aspects of digital ownership; goals and forms of interaction teachers and students in digitalization; technologies for organizing educational activities using digital tools; quality educational media content; designing a scientifically based teacher pedagogical support strategy.
It is important to understand the extent to which the use of digital tools in teaching Russian language and literature in the primary school meets the objectives and provides support in the education of the linguistic identity of students.
The article provides and analyzes specific examples of the use of digital tools in the lessons of the Russian language and literature in primary and high school, describes the advantages and disadvantages of different forms of interaction. Practical significance is determined by the focus on designing the experience of using digital tools by a language teacher. The study confirms the inefficiency of a complete rejection of traditional methodological resources in connection with the axiological component of Russian language and literature courses. The necessity of an integrated approach to the study of the problem together with specialists from other branches of pedagogical sciences is emphasized.
The research methods are the conceptualization, the critical interpretation method, and the survey method.