Настоящая статья содержит описание методологии и первых результатов исследования, проводимого при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (2020-2022 гг.). Целью междисциплинарного проекта является анализ проблем управления образовательными отношениями в период цифровой трансформации. Фокус данной статьи - тема цифровизации образования, в частности, проблема трансформации отношений в сфере образования при переходе системы из традиционной в цифровую среду.
Цифровизация образования рассматривается нами как качественно новая ступень развития полисубъектных отношений в системе образования. Тема трансформации взаимодействий между участниками образовательного процесса раскрывается в статье на основе данных, собранных в рамках масштабного педагогического эксперимента - проекта "Учим учиться". В выборку включены более 1000 обучающихся из школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Анализ собранных данных дает исследователю возможность прогнозировать поведение и выявлять проблемы в коммуникациях между различными субъектами отношений. Изменение отношения обучаемых к собственным учебным действием закреплено изменением роли учителя в сложном взаимодействии "ученик-компьютер-учитель".
This article contains a description of the methodology and the first results of a study conducted with the support of the Russian Foundation for Basic Research (2020-2022). The aim of the interdisciplinary project is to analyze the problems of managing educational relations during the period of digital transformation. The focus of this article is the topic of digitalization of education, in particular, the problem of transformation of relations in the field of education during the transition of the system from traditional to digital.
We consider the digitalization of education as a qualitatively new stage in the development of multisubject relations in the educational system. The topic of the transformation of interactions between participants in the educational process is disclosed in the article on the basis of data collected in the framework of a large-scale pedagogical experiment - the project "Learn to learn". The sample includes more than 1000 students from schools in St. Petersburg and the Leningrad region. Analysis of the collected data gives the researcher the ability to predict behavior and identify problems in communication between various subjects of relations. A change in the attitude of students to their own educational action is reinforced by a change in the role of the teacher in the complex interaction "student-computer-teacher".