Исследование направлено на выявление социально-культурных барьеров и препятствий для реализации задач социальной инклюзии в теории и социально-культурной практике. Теоретический анализ проблемы подкреплен опросом, который был проведен в 2018, 2019 гг. В исследовании приняло участие 446 респондентов ‒ преподавателей, аспирантов и студентов тюменских вузов, педагогов, сотрудников учреждений социального обслуживания населения, родителей. Авторы приходят к выводу, что в общественном сознании и системе образования необходимы изменения, направленные на формирование ценностей уважения к лицам с особыми потребностями. Принятие разнообразия других людей должно стать социально-культурной нормой и ценностью, в том числе в позиции педагогов.
The study aims to identify socio-cultural barriers and obstacles to the social inclusion implementation. The article presents the results of a theoretical analysis, as well as a survey on barriers to social inclusion. The survey was conducted in 2018, 2019. 446 respondents were interviewed - students of Tyumen universities, PhD students, university and school teachers, social workers, parents. The authors conclude that social and cultural changes are needed in the sphere of relationship between society and people with special needs. The value of the diversity and dissimilarity of people should be formed in Russian society and in the education system. This will promote tolerance and acceptance of people with special needs.