Abstract:
Статья посвящена анализу языковых противоречий в республике в 2017-2020 гг., с точки зрения как ситуация в общеобразовательных школах. Эти противоречия можно обоснованно трактовать как конфликт. Противоречия между федеральным центром и с Республикой на базе правовых разночтений регионального и федерального законодательств в области языка и образования является первой причиной конфликта. Юридическая практика не разрешала эти противоречия, поскольку не имела единого направления. Характер взаимодействия центра и республики в ходе развития противоречий связан с очевидными в последнее время трендами централизации и сужения полномочий регионов. Другой существенной причиной активизации конфликта стало длительное отсутствие должного внимания регионального руководства к проблемам восприятия частью населения языковой политики в образовании в контексте низкой эффективности преподавания государственных языков республик. Третья причина заключается в противоречиях сторонников обязательного изучения государственных языков и сторонников добровольности их изучения. Языковые противоречия привели к активизации в республики (в разной степени) активистов и националистов, стимулировали их к новым заявлениям и действиям, что может влиять на установки в межэтнических отношениях и на укрепление границ этнических общностей.