Аннотации:
Интерес к изучению статуса кыргызской семьи на современном этапе вызван нестабильной ситуацией в обществе. Социальные испытания, выпавшие на долю современной кыргызской семьи на рубеже ХХ - ХХI веков к традиционным функциям воспроизводства, социализации и воспитания детей внесли дополнительные обязанности по обеспечению социальных прав и самореализации ее членов. Социально-экономический кризис общества, привлекший рыночные отношения, безработицу, миграцию и бедность, повлиял на потребности членов семьи. Изменение потребностей современного кыргызского социума стало причиной изменения традиционных семейных ценностей, мобильности семейно-брачных отношений, роста распада семей, развития культа малодетности, продления брачного и репродуктивного возраста, что привело к дисфункциональности института кыргызской семьи. Трансформация функций семьи, обусловленная повышением требований к молодой семье(сельской, городской) повлекла за собой социальные риски, которые негативно повлияли на целостность семьи, структуру семейно-брачных отношений, статус семьи. Следует отметить, что мобилизация внутренних возможностей семьи для выживания в условиях экономического кризиса, предпочтение материального благосостояния духовным ценностям стала главным фактором снижения ценности семьи и расслабления статуса родительства. Семья- это единственный, исторически обусловленный, устойчивый институт кыргызского социума, способный противостоять разрушающим, дистабилизирующим ситуациям общества. Натиск системных изменений социума и рыночных уставных положений можно сдержать путем целенаправленного качественного становления социального потенциала семьи, молодежи и эффективной семейной политики государства.
Потенциальные возможности кыргызской семьи и готовых к семейным отношениям родителей в состоянии противостоять смене традиционных ценностных качеств молодого поколения на индивидуалистические взгляды нового времени. Пошаговая системная подготовка личности к родительству, семейно-брачным отношениям в семье, в школе, в ВУЗе, в обществе, будет способствовать укреплению института семьи, формированию педагогического профессионализма и социальной ответственности родителей, качественной социализации личности, экономической устойчивости семьи в условиях кризиса, развитию культа благополучных семей, укреплению статуса семьи как социальной общности, так и стабилизации общества в целом.