Показать сокращенную информацию
dc.contributor | Казанский федеральный университет | |
dc.contributor.author | Ахметзянова Анна Ивановна | |
dc.contributor.author | Хакимуллина Римма Рафаилевна | |
dc.date.accessioned | 2020-09-29T07:58:44Z | |
dc.date.available | 2020-09-29T07:58:44Z | |
dc.date.issued | 2020 | |
dc.identifier.citation | Ахметзянова А.И. Специфика прогнозирования у дошкольников с нарушением слуха / А.И.Ахметзянова, Р.Р. Хакимуллина // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. - 2020. - № 2. - С. 158-176. | |
dc.identifier.uri | https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/159407 | |
dc.description.abstract | В статье рассматривается проблема способности к прогнозированию (предвосхищению событий будущего) у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Немаловажное значение в социальной адаптации детей с нарушением слуха занимает способность предвосхищать результаты своего взаимодействия с окружающим социальным миром. Прогнозирование у дошкольников с нарушением слуха является довольно малоизученной темой. Встречаются исследования о каком-либо одном виде предвосхищения, например, эмоциональном. Исходя из анализа предыдущих исследований, значимым является подробное изучение особенностей структурно-функциональных характеристик прогностической способности детей с нарушением слуха в сравнении. Цель исследования. Изучить способность к предвосхищению ситуаций будущего у дошкольников с нарушением слуха. Методики и выборка. В исследовании приняли участие 50 детей в возрасте 5-7 лет с нарушениями слуха и с сохранным слухом, посещающие дошкольные образовательные учреждения Республики Татарстан. Были использованы методики: "Угадайка" (Л.И.Переслени, В.Л.Подобед), авторская методика "Прогностические истории", разработанная преподавателями Казанского федерального университета. Результаты. У детей с нарушением слуха выявлены неэффективные способы осуществления прогностической деятельности, нерациональные стратегии прогнозирования, трудности прогнозирования в определенных сферах отношений и видах деятельности, а также проблемы усвоения правил в нормативной ситуации. Выводы. Эмпирическое исследование подтвердило значимость внешней регуляции в социальной жизни ребенка с нарушением слуха, благодаря которой способность к прогнозированию у детей проявляется более успешно в организованной деятельности, чем в свободной. Наиболее развитой сферой отношений у детей с нарушением слуха является сфера ребенок-родитель. В собственном прогнозе детям с нарушением слуха более свойственна пассивная позиция, в большинстве ситуаций в качестве субъектов будущих событий дети указывали на других участников ситуации, чаще взрослых. | |
dc.language.iso | ru | |
dc.relation.ispartofseries | Вестник Московского университета | |
dc.rights | открытый доступ | |
dc.subject | Прогнозирование | |
dc.subject | дошкольники с нарушением слуха | |
dc.subject.other | Психология | |
dc.title | Специфика прогнозирования у дошкольников с нарушением слуха | |
dc.type | Article | |
dc.contributor.org | Институт психологии и образования | |
dc.description.pages | 158-176 | |
dc.relation.ispartofseries-issue | 2 | |
dc.relation.ispartofseries-volume | 14 | |
dc.pub-id | 238926 | |
dc.identifier.doi | 10.11621/vsp.2020.02.08 |