dc.contributor |
Казанский федеральный университет |
|
dc.contributor.author |
Ахметзянова Анна Ивановна |
|
dc.contributor.author |
Хакимуллина Римма Рафаилевна |
|
dc.date.accessioned |
2020-09-29T07:58:44Z |
|
dc.date.available |
2020-09-29T07:58:44Z |
|
dc.date.issued |
2020 |
|
dc.identifier.citation |
Ахметзянова А.И. Специфика прогнозирования у дошкольников с нарушением слуха / А.И.Ахметзянова, Р.Р. Хакимуллина // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. - 2020. - № 2. - С. 158-176. |
|
dc.identifier.uri |
https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/159407 |
|
dc.description.abstract |
В статье рассматривается проблема способности к прогнозированию (предвосхищению событий будущего) у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Немаловажное значение в социальной адаптации детей с нарушением слуха занимает способность предвосхищать результаты своего взаимодействия с окружающим социальным миром. Прогнозирование у дошкольников с нарушением слуха является довольно малоизученной темой. Встречаются исследования о каком-либо одном виде предвосхищения, например, эмоциональном. Исходя из анализа предыдущих исследований, значимым является подробное изучение особенностей структурно-функциональных характеристик прогностической способности детей с нарушением слуха в сравнении.
Цель исследования. Изучить способность к предвосхищению ситуаций будущего у дошкольников с нарушением слуха.
Методики и выборка. В исследовании приняли участие 50 детей в возрасте 5-7 лет с нарушениями слуха и с сохранным слухом, посещающие дошкольные образовательные учреждения Республики Татарстан. Были использованы методики: "Угадайка" (Л.И.Переслени, В.Л.Подобед), авторская методика "Прогностические истории", разработанная преподавателями Казанского федерального университета.
Результаты. У детей с нарушением слуха выявлены неэффективные способы осуществления прогностической деятельности, нерациональные стратегии прогнозирования, трудности прогнозирования в определенных сферах отношений и видах деятельности, а также проблемы усвоения правил в нормативной ситуации.
Выводы. Эмпирическое исследование подтвердило значимость внешней регуляции в социальной жизни ребенка с нарушением слуха, благодаря которой способность к прогнозированию у детей проявляется более успешно в организованной деятельности, чем в свободной. Наиболее развитой сферой отношений у детей с нарушением слуха является сфера ребенок-родитель. В собственном прогнозе детям с нарушением слуха более свойственна пассивная позиция, в большинстве ситуаций в качестве субъектов будущих событий дети указывали на других участников ситуации, чаще взрослых. |
|
dc.language.iso |
ru |
|
dc.relation.ispartofseries |
Вестник Московского университета |
|
dc.rights |
открытый доступ |
|
dc.subject |
Прогнозирование |
|
dc.subject |
дошкольники с нарушением слуха |
|
dc.subject.other |
Психология |
|
dc.title |
Специфика прогнозирования у дошкольников с нарушением слуха |
|
dc.type |
Article |
|
dc.contributor.org |
Институт психологии и образования |
|
dc.description.pages |
158-176 |
|
dc.relation.ispartofseries-issue |
2 |
|
dc.relation.ispartofseries-volume |
14 |
|
dc.pub-id |
238926 |
|
dc.identifier.doi |
10.11621/vsp.2020.02.08 |
|