Показать сокращенную информацию
dc.contributor | Казанский федеральный университет | |
dc.contributor.author | Ахметзянова Анна Ивановна | |
dc.contributor.author | Артемьева Татьяна Васильевна | |
dc.contributor.author | Артищева Лира Владимировна | |
dc.date.accessioned | 2020-09-23T08:43:19Z | |
dc.date.available | 2020-09-23T08:43:19Z | |
dc.date.issued | 2020 | |
dc.identifier.citation | Ахметзянова А.И. Взаимосвязь прогнозирования и распознавания психических состояний на фоне эмоционального благополучия и коммуникативных способностей детей с нарушениями слуха / А.И.Ахметзянова, Т.В.Артемьева, Л.В.Артищева // Вестник Московского университета. - 2020. - № 3. - С. 314-335. Серия 14. Психология.- №3 - 2020.- С.314-33 | |
dc.identifier.uri | https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/159395 | |
dc.description.abstract | Способность распознавать, обозначать свои состояния и окружающих, выстраивать адекватные прогнозы определяет успешность в социализации детей с нарушениями слуха, в их взаимодействии с окружающими как взрослыми, так и сверстниками, в налаживании отношений с ними, чем и определяется актуальность исследования. Цель исследования: определить специфику взаимосвязи процессов идентификации психических состояний, прогнозирования и критериев успешности взаимодействия детей с другими людьми, измеряемые через коммуникативные способности и эмоциональное благополучие/ неблагополучие. Использовались методики: "Эмоциональные лица" (Н.Я. Семаго), "Угадайка" (Л.И. Переслени и В.Л. Подобед), "Методика для определения уровня развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста" (Н.Е. Веракса), "Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения" (А.М. Kазьмин, Н.А. Коновко, О.Г. Сальникова, Е.К. Тупицина, Е.В. Федина). В исследование приняли участие дошкольники с нарушением слуха - 15 человек, без слуховых нарушений - 100 человек, дети младшего школьного возраста с нарушением слуха - 16 человек, без слуховых нарушений - 40 человек. Было выявлено, что процессы прогнозирования и идентификации психических состояний взаимосвязаны, связь бывает опосредована другими переменными, структура взаимосвязи разрушается с возрастом у детей с нарушениями слуха и без нарушений. Были сделаны выводы: структура прогнозирования детей с нормотипичным развитием и с нарушениями слуха имеет общую тенденцию в динамике (выпадения второстепенных переменных) и специфичные признаки, проявляющиеся в уровне сложности и сформированности структуры; имея единый фундамент (субъективный опыт) процессы идентификации и прогнозирования лишь в дошкольном возрасте взаимосвязаны, возрастом их взаимосвязь опосредуется дополнительными переменными (эмоциональное благополучие и коммуникативные навыки); дети с нарушениями слуха имеют менее сложную структуру взаимосвязи прогнозирования и идентификации психических состояний на фоне эмоционального благополучия и коммуникативных навыков. | |
dc.language.iso | ru | |
dc.relation.ispartofseries | Вестник Московского университета | |
dc.rights | открытый доступ | |
dc.subject | : прогнозирование | |
dc.subject | идентификация психических состояний | |
dc.subject | дети с нарушениями слуха | |
dc.subject | эмоциональное благополучие | |
dc.subject | коммуникативные навыки | |
dc.subject.other | Психология | |
dc.title | Взаимосвязь прогнозирования и распознавания психических состояний на фоне эмоционального благополучия и коммуникативных способностей детей с нарушениями слуха | |
dc.type | Article | |
dc.contributor.org | Институт психологии и образования | |
dc.description.pages | 314-335 | |
dc.relation.ispartofseries-volume | 3 | |
dc.pub-id | 238619 | |
dc.identifier.doi | 10.11621/vsp.2020.03.14 |