dc.contributor |
Казанский федеральный университет |
|
dc.contributor.author |
Ахметзянова Анна Ивановна |
|
dc.contributor.author |
Артемьева Татьяна Васильевна |
|
dc.contributor.author |
Артищева Лира Владимировна |
|
dc.date.accessioned |
2020-09-23T08:43:19Z |
|
dc.date.available |
2020-09-23T08:43:19Z |
|
dc.date.issued |
2020 |
|
dc.identifier.citation |
Ахметзянова А.И. Взаимосвязь прогнозирования и распознавания психических состояний на фоне эмоционального благополучия и коммуникативных способностей детей с нарушениями слуха / А.И.Ахметзянова, Т.В.Артемьева, Л.В.Артищева // Вестник Московского университета. - 2020. - № 3. - С. 314-335.
Серия 14. Психология.- №3 - 2020.- С.314-33 |
|
dc.identifier.uri |
https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/159395 |
|
dc.description.abstract |
Способность распознавать, обозначать свои состояния и окружающих, выстраивать адекватные прогнозы определяет успешность в социализации детей с нарушениями слуха, в их взаимодействии с окружающими как взрослыми, так и сверстниками, в налаживании отношений с ними, чем и определяется актуальность исследования. Цель исследования: определить специфику взаимосвязи процессов идентификации психических состояний, прогнозирования и критериев успешности взаимодействия детей с другими людьми, измеряемые через коммуникативные способности и эмоциональное благополучие/ неблагополучие. Использовались методики: "Эмоциональные лица" (Н.Я. Семаго), "Угадайка" (Л.И. Переслени и В.Л. Подобед), "Методика для определения уровня развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста" (Н.Е. Веракса), "Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения" (А.М. Kазьмин, Н.А. Коновко, О.Г. Сальникова, Е.К. Тупицина, Е.В. Федина). В исследование приняли участие дошкольники с нарушением слуха - 15 человек, без слуховых нарушений - 100 человек, дети младшего школьного возраста с нарушением слуха - 16 человек, без слуховых нарушений - 40 человек. Было выявлено, что процессы прогнозирования и идентификации психических состояний взаимосвязаны, связь бывает опосредована другими переменными, структура взаимосвязи разрушается с возрастом у детей с нарушениями слуха и без нарушений. Были сделаны выводы: структура прогнозирования детей с нормотипичным развитием и с нарушениями слуха имеет общую тенденцию в динамике (выпадения второстепенных переменных) и специфичные признаки, проявляющиеся в уровне сложности и сформированности структуры; имея единый фундамент (субъективный опыт) процессы идентификации и прогнозирования лишь в дошкольном возрасте взаимосвязаны, возрастом их взаимосвязь опосредуется дополнительными переменными (эмоциональное благополучие и коммуникативные навыки); дети с нарушениями слуха имеют менее сложную структуру взаимосвязи прогнозирования и идентификации психических состояний на фоне эмоционального благополучия и коммуникативных навыков. |
|
dc.language.iso |
ru |
|
dc.relation.ispartofseries |
Вестник Московского университета |
|
dc.rights |
открытый доступ |
|
dc.subject |
: прогнозирование |
|
dc.subject |
идентификация психических состояний |
|
dc.subject |
дети с нарушениями слуха |
|
dc.subject |
эмоциональное благополучие |
|
dc.subject |
коммуникативные навыки |
|
dc.subject.other |
Психология |
|
dc.title |
Взаимосвязь прогнозирования и распознавания психических состояний на фоне эмоционального благополучия и коммуникативных способностей детей с нарушениями слуха |
|
dc.type |
Article |
|
dc.contributor.org |
Институт психологии и образования |
|
dc.description.pages |
314-335 |
|
dc.relation.ispartofseries-volume |
3 |
|
dc.pub-id |
238619 |
|
dc.identifier.doi |
10.11621/vsp.2020.03.14 |
|