В статье предложен философский анализ цивилизационно-культурной стратегии развития "Общество 5.0", предложенной и принятой правительством Японии в 2016 г. В целом данная программа развития, хотя и представлена в виде достижения целей современного гуманизма в условиях становления информационной цивилизации, содержит в себе системные противоречия и риски. Методология исследования построена на принципах системности, дополнительности, фрактальности и диалектики понятий: культуры и цивилизации, линейного и нелинейного и др. Сегодня интеграция человечества приобрела глобальный характер, что меняет: во-первых, масштаб субъектности человека, во-вторых, отношение человека к случайности и необходимости. Все эти характеристики таят в себе как угрозы целостного существования человечества, так и возможности его выхода из кризиса на новые уровни развития. Частная культура, прежде служившая мощным интегратором общества, сегодня, в условиях информационной цивилизации, теряет возможность осуществлять идеологическую и, как следствие, воспитательную функции. Переход человечества от монокультурного к поликультурному способу бытия требуют реализации отношений между культурой и цивилизацией на принципах диалектики. Принципы, заложенные в программе развития "Общество 5.0", не отвечают этим требованиям. Программа нацелена на реализацию принципа положительной обратной связи, так как пытается решить глобальные проблемы цивилизации средствами самой цивилизации. Теоретически достижение гармоничных отношений между цивилизацией и культурой становится возможным на основе принципа дополнительности, в рамках которой реализуется принцип отрицательной обратной связи.
The subject matter of the paper is a philosophical analysis of the civilization-cultural development strategy Society 5.0. The strategy emerged from the idea of the Japanese government formulated in 2016. In general, this development program contains systemic contradictions and risks. Nevertheless, the idea seems to be achieving the goals of modern humanism in the conditions of information civilization development. The research methodology stems from the principles of consistency, complementarity, fractality and the dialectics of the concepts, which are as follows: culture and civilization, linear and nonlinear development, etc. There is much evidence that today the integration of mankind has become global. The process leads to, firstly, the changes in the scales of human subjectivity, and secondly, the attitude of man to chance and need. All these characteristics are fraught with threats to the holistic existence of mankind, and the possibility of people's coming out of the crisis to the new levels of development. Private culture, which previously served as a powerful integrator of society, is losing the opportunity to carry out an ideological, and as a result, educational function in the conditions of an informational civilization. The transition of humanity from the monocultural to the multicultural way requires of relations between culture and civilization being based on the principles of dialectics. Evidence suggests that the principles laid down in the Society 5.0 development program do not meet these requirements. The program aims to implement the principle of positive feedback, as it tries to solve global problems of civilization with civilization practices. Theoretically, the achievement of harmonious relations between civilization and culture becomes possible on condition of the principle of complementarity.