Предметом исследования статьи является вопрос о природе и структуре современного пролетариата в его отличии от описанного в классическом марксизме. Отталкиваясь от предложенного Шатуновой Т.М. концепта о двух "редакциях" советского пролетариата, автор показывает, что "поляризация" этого социального класса является не локально-российской тенденцией, а общемировой. В современной посткапиталистической экономике пролетариат представляет собой амбивалентную социальную структуру, один "полюс" которой представлен когнитариатом, а другой - прекариатом. Прекариат и когнитариат, сильно различающиеся между собой по материальному благосостоянию, социальному положению, степени социальной организованности, в условиях глобальной экономики оказываются разобщены еще географически и политически. Автор высказывает предположение, что в современном мире социальной группой, наиболее заинтересованной в радикальных социально-экономических преобразованиях, оказывается, вопреки прогнозам Маркса, не прекариат, как обнищавшая часть пролетариата, а именно когнитариат. Последний связывает реализацию идеалов социальной справедливости с развитием современных технологий, в частности сферы инфокоммуникаций, что находит отражение в концептах киберкоммунизма, киберанархии и т.п.
The subject of the article is the question of the nature and structure of the modern proletariat in its difference from the one, described in classical Marxism. Based on the concept, proposed by Shatunova T. M. about two "versions" of the Soviet proletariat, the author shows that the "polarization" of this social class is not a local-Russian trend, but a global one. In post-capitalist economy, the proletariat is an ambivalent social structure, one pole of which is represented by the cognitariat, and the other - by the precariat. The precariat and the cognitariat, which differ greatly in their material wealth, social status, and degree of social organization, in the global economy are also becoming separated geographically and politically. The author suggests that in the modern world, the social group most interested in radical socio-economic transformations, contrary to Marx's forecasts, is not the precariat, as the impoverished part of the proletariat, but the cognitariat. It links the realization of the ideals of social justice with the development of modern technologies, in particular the sphere of Infocommunications, which is reflected in the concepts of cybercommunism, cyberanarchy, etc.