Аннотации:
Аннотация. Обоснование человеческой природы, начиная с Нового времени, зиждется на незыблемых рациональных основаниях. Упование на разум сформировало безграничную веру в рациональные способности человека. Безусловно, исторически прогрессивная идея создала идеал свободы. Правда, по словам Р. Гвардини, Новое время обнаружило потребность в выработке механизма "распоряжения властью" - власть над властью [1,с. 279-282]. Но даже этот шаг не остановил метаморфозы рационального, получившего в XX веке чудовищные формы, чуть не приведшие человечество к гибели. Определенно прав Г.С. Померанц, настаивая на том, что рациональность не всегда означает прогресс культуры, скорее, наоборот.
Кстати, самые убедительные объяснения катастрофы рациональности были озвучены неофрейдизмом. Каковы причины подобных превращений? Возможно, это вообще закономерный исход абсолютизированной рациональности. Ведь древнегреческий Аполлон символизировал не только блещущее, открытое, гармоничное и соразмерное прорицание истины, но и колоссальную внутреннюю энергию сопротивления ударам судьбы, спокойное отношение ко всем превратностям жизни. К тому же греки почему-то называли его "злобным", волчьим".