Аннотации:
Поставленная перед нами тема актуальна в связи с попыткой понять смысл современных исторических процессов, а также в связи с теми метаморфозами, которые претерпел рационализм, начиная с эпохи Средневековья и Просвещения Необходимость выработки нового антропологического подхода к реальности заставляет нас изучить историю утверждения рационалистического начала в природе человека. Но даже постнеклассическое понимание субъекта не позволяет нам быть в полной мере объективными и корректными в анализе современных социальных процессов. Очевидно, существующие формы рациональности не дают возможности своевременно оценивать динамику глобальных общественных и индивидуальных изменений в социуме. Цель данной работы - рассмотреть условия, при которых становится возможным говорить о новом понимании рационализма и человекоразмерности, которые являются формами проявления современной человеческой природы. Мир человека и сложность мира должны быть сопоставимы друг для друга. В истории нет и не было ситуации человекоразмерности. Человеку остаётся заниматься активно проективной деятельностью, опираясь в равной мере и на рационализм, и на иррационализм. Эта сложность ставит под вопрос возможности гармоничного овладения человеком своей собственной природой.