В данной статье проанализирован материал "Мэн-цзы", который связан с
вкладом Цзэн Шэня в развитие молодой Конфуциевой школы с момента смерти Кун-цзы до
начала просветительской деятельности Мэн Кэ. Задействованный в исследовании
тематический пласт чётко распадается на два периода: время жизни Цзэн Шэня и время
жизни Мэн Кэ (в главах трактата есть сведения о учениках Цзэн Шэня, но нет информации о
тех последователях учения Чжун-ни, которые были бы промежуточными звеньями между
Цзэн-цзы и Мэн-цзы). Таким образом, говоря о значении фигуры Цзэн Шэня, мы
подразумеваем и его взаимоотношения с современниками, соратниками по учению, и
влияние, опосредовано оказанное им на Мэн Кэ. В "Мэн-цзы", в отличие от "Лунь юя", Цзэн
Шэнь единственный из числа учеников Конфуция назван "учителем" и выступает в качестве
такового. Во-вторых, согласно "Мэн-цзы", именно Цзэн-цзы являлся тем человеком,
который посчитал, что после смерти Конфуция место Первоучителя не может быть занято, и
школа не должна иметь главу, статус которого был бы равен статусу основателя. В-третьих,
что касается влияния, оказанного Цзэн Шэнем на Мэн Кэ, в одном из самых щепетильных
для странствующего ученого вопросе, а именно, в вопросе выстраивания отношений с
ванами и чжухоу, Мэн Кэ ссылается почти исключительно на учителя Цзэна. Свойственное
Цзэн-цзы осуждение низкопоклонства перед властями и убеждённость в независимости
находящегося на положении гостя учёного оказали огромное влияние на этическую систему
Мэн Кэ и помогли последнему выработать собственную модель поведения. Среди
представленных в "Мэн-цзы" персонажей раннеконфуцианской истории Цзэн Шэнь
фактически является второй по значимости фигурой после Конфуция.
This article analyzes the material of Mengzi, which is associated with the Zeng
Shen's contribution to the development of activities of Confucius' disciples shortly after his death
and prior to unfolding MengKe's enlightenment activities. The thematic layer involved in the study
clearly splits into two periods: the life time of Zeng Shen and the life time of Meng Ke (in the
chapters of the treatise there is information about Zeng Shen's students, but there is no data
concerning followers of Zhong-ni's doctrine who might build intermediate links between Zeng-tzu
and Mencius). Thus, speaking about the significance of the Zeng Shen, we also mean his
relationship with contemporaries, as well as in teaching, and the influence indirectly exerted by him
on Meng Ke. In "Mengzi", unlike "The Analects", Zeng Shen is only one of Confucius's disciples
to be called a "master" and acts accordingly. Secondly, according to "Mengzi", Zengzi was the one
who considered that after Confucius' death, the position of the Primary Teacher could not be taken,and the school should not allow any of its members to obtain a status equal to the one of the
founder. Thirdly, with regard to the influence Zeng Shen exerted on Meng Ke, in one of the most
sensitive issues for an itinerant scholar, namely, in the matter of building relations with wang and
zhuhou, Meng Ke refers almost exclusively to Master Zeng. Zeng-tzu's inherent condemnation of
bowing to the authorities and his belief in the independence of the guest scholar visibly shaped on
Meng Ke's ethical system and helped the Meng develop his own model of behavior. Among the
characters in Early Confucian history represented in "Mengzi", Zeng Shen is actually the most
important figure apart from Confucius.