В статье рассматриваются особенности социокультурной и
эпистемологической ситуации, в которой оказывается профессиональный ученый в
традиционном китайской социуме. Государственная власть здесь очевидно заинтересована в
знающих, квалифицированных специалистах (математиках, астрономах, врачах, инженерах и
т. д.) и поэтому так или иначе поддерживает требуемые ей научные изыскания. Однако
ученому, чтобы получить качественно новые знания, приходится преодолевать утилитарно-
прагматическое отношение властных персон к своей деятельности. Максима
незаинтересованности (disinterestedness) оказывается одним из необходимых эвристических
условий успешного эпистемологического поиска и прогресса в науках о структуре и
функционировании универсума.
The article examines the features of sociocultural and epistemological situation,
which turns out to be a professional scientist in the traditional Chinese society. State power here
obviously is interested in a knowing, qualified specialists (mathematicians, astronomers, doctors,
engineers, etc.) and so one way or another support the required research. However, the scientist to
obtain qualitatively new knowledge had to overcome a pragmatic utilitarian attitude power person
in his activities. Disinterestedness is a maxim which plays a role of the necessary heuristic condition
for successful epistemological search and progress in the sciences on the structure and functioning
of the universe.