Kazan Federal University Digital Repository

Взаимосвязь прогнозирования и позитивной социализации детей с нарушениями в развитии

Show simple item record

dc.contributor Казанский федеральный университет
dc.contributor.author Ахметзянова Анна Ивановна
dc.contributor.author Артемьева Татьяна Васильевна
dc.date.accessioned 2020-04-21T12:41:11Z
dc.date.available 2020-04-21T12:41:11Z
dc.date.issued 2020
dc.identifier.citation Ахметзянова А.И. Взаимосвязь прогнозирования и позитивной социализации детей с нарушениями в развитии/А.И.Ахметзянова, Т.В.Артемьева // Психологические исследования. - 2020. - Т. 13, № 69. - С. 1-16. - http://psystudy.ru.
dc.identifier.uri https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/158345
dc.description.abstract Проблема социализации активно изучается в гуманитарных науках, однако анализ исследований показывает отсутствие единого представления о механизмах, условиях и факторах развития позитивной социализации в условиях дизонтогенеза. Недостаточно изучена способность детей дошкольного возраста к прогнозированию (предвосхищению событий будущего) в качестве ресурса их социализации. Целью исследования являлось изучение показателей социализации детей и их зависимость от способности к прогнозированию у детей с нарушениями речи, с нарушениями слуха, зрения, двигательными нарушениями и эмоциональными нарушениями. В исследовании приняли участие 438 детей в возрасте 5-7 лет с нарушениями в развитии и без нарушений в развитии, посещающие дошкольные образовательные учреждения России. Были использованы методики: "Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения" (А.М.Казьмин и др.), "Эмоциональные лица" (Н.Я.Семаго), "Методика соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации" (L.F.Bayanova, T.R.Mustafin), комплекс методик для определения уровня развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста (Н.Е.Веракса), "Угадайка" (Л.И. Переслени, В.Л.Подобед), наблюдение за ребенком в организованной и свободной деятельности (методика А.Г.Самохваловой). Выявлены трудности социальной адаптации, получения социального опыта и усвоения правил в нормативной ситуации у детей всех нозологических групп. Особенно высокие показатели по дезадаптивному поведению выявлены у детей с двигательными и эмоциональными нарушениями. Не способны осуществить прогноз дальнейших событий дети с эмоциональными нарушениями, чаще всего выбирающие нерациональные или случайные стратегии в прогнозировании. Эмпирическое исследование подтвердило наличие тесных корреляционных связей показателей прогнозирования с показателями методик, отражающих соответствие ребенка правилам социального поведения, а также с показателями коммуникативного взаимодействия ребенка в условиях свободной организованной деятельности и в режимных моментах во взаимодействии со взрослыми и со сверстниками. Полученные в исследовании данные могут быть использованы при адаптации и сопровождении детей с нарушениями в развитии в образовательных учреждениях.
dc.language.iso ru
dc.relation.ispartofseries Психологические исследования (электронный журнал)
dc.rights открытый доступ
dc.subject социализация
dc.subject предвосхищение событий будущего
dc.subject прогнозирование
dc.subject дети
dc.subject дошкольный возраст
dc.subject нарушения в развитии.
dc.subject.other Психология
dc.title Взаимосвязь прогнозирования и позитивной социализации детей с нарушениями в развитии
dc.type Article
dc.contributor.org Институт психологии и образования
dc.description.pages 1-16
dc.relation.ispartofseries-volume 13
dc.pub-id 230408


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Advanced Search

Browse

My Account

Statistics