dc.contributor |
Казанский федеральный университет |
|
dc.contributor.author |
Ахметзянова Анна Ивановна |
|
dc.contributor.author |
Артемьева Татьяна Васильевна |
|
dc.date.accessioned |
2020-04-21T12:41:11Z |
|
dc.date.available |
2020-04-21T12:41:11Z |
|
dc.date.issued |
2020 |
|
dc.identifier.citation |
Ахметзянова А.И. Взаимосвязь прогнозирования и позитивной социализации детей с нарушениями в развитии/А.И.Ахметзянова, Т.В.Артемьева // Психологические исследования. - 2020. - Т. 13, № 69. - С. 1-16. - http://psystudy.ru. |
|
dc.identifier.uri |
https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/158345 |
|
dc.description.abstract |
Проблема социализации активно изучается в гуманитарных науках, однако анализ исследований показывает отсутствие единого представления о механизмах, условиях и факторах развития позитивной социализации в условиях дизонтогенеза. Недостаточно изучена способность детей дошкольного возраста к прогнозированию (предвосхищению событий будущего) в качестве ресурса их социализации.
Целью исследования являлось изучение показателей социализации детей и их зависимость от способности к прогнозированию у детей с нарушениями речи, с нарушениями слуха, зрения, двигательными нарушениями и эмоциональными нарушениями.
В исследовании приняли участие 438 детей в возрасте 5-7 лет с нарушениями в развитии и без нарушений в развитии, посещающие дошкольные образовательные учреждения России. Были использованы методики: "Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения" (А.М.Казьмин и др.), "Эмоциональные лица" (Н.Я.Семаго), "Методика соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации" (L.F.Bayanova, T.R.Mustafin), комплекс методик для определения уровня развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста (Н.Е.Веракса), "Угадайка" (Л.И. Переслени, В.Л.Подобед), наблюдение за ребенком в организованной и свободной деятельности (методика А.Г.Самохваловой).
Выявлены трудности социальной адаптации, получения социального опыта и усвоения правил в нормативной ситуации у детей всех нозологических групп. Особенно высокие показатели по дезадаптивному поведению выявлены у детей с двигательными и эмоциональными нарушениями. Не способны осуществить прогноз дальнейших событий дети с эмоциональными нарушениями, чаще всего выбирающие нерациональные или случайные стратегии в прогнозировании. Эмпирическое исследование подтвердило наличие тесных корреляционных связей показателей прогнозирования с показателями методик, отражающих соответствие ребенка правилам социального поведения, а также с показателями коммуникативного взаимодействия ребенка в условиях свободной организованной деятельности и в режимных моментах во взаимодействии со взрослыми и со сверстниками. Полученные в исследовании данные могут быть использованы при адаптации и сопровождении детей с нарушениями в развитии в образовательных учреждениях. |
|
dc.language.iso |
ru |
|
dc.relation.ispartofseries |
Психологические исследования (электронный журнал) |
|
dc.rights |
открытый доступ |
|
dc.subject |
социализация |
|
dc.subject |
предвосхищение событий будущего |
|
dc.subject |
прогнозирование |
|
dc.subject |
дети |
|
dc.subject |
дошкольный возраст |
|
dc.subject |
нарушения в развитии. |
|
dc.subject.other |
Психология |
|
dc.title |
Взаимосвязь прогнозирования и позитивной социализации детей с нарушениями в развитии |
|
dc.type |
Article |
|
dc.contributor.org |
Институт психологии и образования |
|
dc.description.pages |
1-16 |
|
dc.relation.ispartofseries-volume |
13 |
|
dc.pub-id |
230408 |
|