Труд учителей отличается тем, что характеризируется, с одной стороны, высоким уровнем самостоятельности в планировании и в осуществлении непосредственной деятельности с детьми, а, с другой стороны, нормативным регулированием содержания учебных программ и рядом дополнительных требований к организации работы учителя. Учитель со своим профессионализмом и опытом имеет относительную свободу в выборе методов и средств при реализации учебно-воспитательной деятельности, и это ставит его в позицию, в которой он несет повышенную ответственность за результаты своей деятельности. С другой стороны, законодательство ограничивает эту свободу с точки зрения учебного содержания программ, устанавливая государственные образовательные стандарты, которые учитель должен соблюдать и в рамках которых он должен осуществлять свою деятельность. Специфика работы учителя заключается в том, что она характеризируется неопределенностью результатов, а также влиянием на нее множества тонких факторов, большая часть которых выходит за пределы влияния учителя. Такими факторами являются семейная среда, отношение к образованию и школе ребенка и семьи в целом, готовность и мотивация ученика к обучению, различные социально-экономические факторы, а также кризисы, характерные для возраста учащихся, через которые они переходят в момент физического и психического созревания. По этой причине, несмотря на то, что учитель должен нести основную ответственность за результат учебно-воспитательной деятельности, он не может в полной мере и абсолютно самостоятельно формировать ее, и находится в непрерывной взаимосвязи со множеством разнообразных факторов, которые оказывают на нее влияние. Это ставит учителя в роль постоянного анализатора, коммуникатора, медиатора для того, чтобы оценивать разнообразное влияние и подбирать правильный путь и эффективные средства для достижения образовательных целей в работе с конкретным ребенком.
Качество образовательных услуг, в основном, зависит от качества учительского труда. В то же время, удовлетворенность педагогических специалистов их трудом и их мотивация для его осуществления прямо влияют на качество труда, и как следствие на эффективность работы образовательной организации.
В настоящей статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного установлению удовлетворенности учителей своей профессиональной деятельностью.
Teachers' work is distinguished by its characterization with high level of autonomy of planning and implementation of direct interaction with students along with strong normative regulations of school curricula and multiple additional requirements. Teacher, with their expertize, professionalism and experience is free to choose their own methods and means for instructions and this places them in the position of bearing the accountability for the achieved results. On the other hand, law regulations limit this freedom to some extent, providing state standards for curricula which teacher should follow.
A specific characteristic of teacher's work can be seen in the fact that it has a level of uncertainty about the results or about their relation to other factors, some of which cannot be influenced by the teachers themselves. Such factors can be the family environment, attitudes toward education and school, students' motivation for learning, various socio-economic factors and some specific age crises during puberty. That's why, although teacher is deemed accountable for education results, he cannot fully and absolutely to guarantee them but is more in a constant relationship with different factors. This makes him a communicator, mediator and analyzing subject, so he can properly evaluate the influence of other factors and to choose the most suitable ways to achieve expected educational results for a certain child.
Quality of education is quite dependent from the quality of teachers' work. In addition, teachers' satisfaction from their work and their motivation for doing the job have a direct influence upon the quality of their work and the effectiveness of school organization.
The article presents results from an empirical study about the satisfaction of teachers in their professional work. Diagnostic tool used in the study is a questionnaire, developed by M. Radoslavova. It contains five dimensions of job satisfaction: character of work; direct leader; co-workers; results; and payment. (Радославова, М., Величков, А. (2005): 115-130). It also evaluates the total job satisfaction.