Abstract:
В условиях модернизации российского образования значительную роль играют исследования, посвященные проблемам социального самочувствия преподавателей высших учебных заведений. Несмотря на определенное
внимание социологии образования к проблемам преподавателей вузов, как особой социально-профессиональной
группы, которой принадлежит ведущая роль в формировании трудового и научного потенциала современного рос-
сийского общества, данная проблематика остается актуальной и в то же время недостаточно изученной.
В статье на основе вторичного анализа российских социологических исследований и авторского интервью препода-
вателей вузов г. Казани раскрывается содержание труда ППС в условиях модернизации образования, выявляются про-
блемы, с которыми сталкиваются преподаватели. В результате исследования было выявлено, что ППС недовольны со-
циальным неравенством в системе образования, несправедливым распределением обязанностей, интенсифика-
цией труда, что негативно сказывается на их социальном самочувствии. Оценка качества образования сегодня осу-
ществляется на основе формальных показателей, транслируемых из министерства, хотя обеспечение качества -
это непосредственная функция вузов, допускающих варьирование содержания, авторские программы и методики,
что чрезвычайно сложно унифицировать и централизованно контролировать. Поэтому достижение качества не может
обеспечиваться только отчетностью (как это происходит в западных системах образования), а должно опираться на
творческую составляющую, авторитет лектора (что было сильной стороной российского образования). Анализ соци-
ального самочувствия профессорско-преподавательского состава, выявление факторов, оказывающих большое
влияние на него, даст возможность осуществлять эффективную управленческую политику и уменьшить конфликт-
ность и негативные тенденции в сфере высшего образования.
Ключевые слова: Содержание труда, социальное самочувствие, образование, модернизация.