В основу статьи положен опыт социологических исследований, проведенных в субъектах Федерации; исследований, посвященных проблемам читательской грамотности. Обоснована актуальность работы, связанной с наличием противоречий социокультурного, научного и педагогического плана. Дается определение понятий "читательская грамотность", "читательская компетенция" в контексте PISA и ФГОС основного общего образования. Обозначены выявленные в ходе исследования затруднения учащихся при выполнении заданий международного исследования PISA (читательская грамотность),раскрыта характеристика текстов, представленных в заданиях PISA. В статье обозначены способы разработки и отбора заданий для диагностики читательской грамотности школьников, а также предлагаются отдельные задания для измерения читательской грамотности учащихся 5 - 6 классов (на основе сплошного и несплошного текста), даются критерии оценивания. Разработанные диагностические задания направлены на повышение уровня читательской грамотности учащихся, совершенствование умений осуществлять анализ текстового материала, адаптировать свой опыт к новым условиям, поскольку овладение грамотностью чтения - это не только фундамент для достижений в других предметных областях в рамках образовательной системы, но и необходимое условие для успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.
The article is based on the data obtained through sociological studies into the issues of reading literacy conducted in territorial entities of the Russian Federation. The relevance of the study in connected with the existing contradictions of sociocultural, scientific and pedagogical nature. The article gives the definition of the term "reading literacy" in the context of Federal State Educational Standard of basic general education. It designates difficulties uncovered during the study that students face while completing the tasks of the PISA international study (the domain of reading literacy), gives characteristics of the texts presented in the PISA tasks. The study presents approaches towards the development and selection of tasks for the assessment of students' reading literacy, as well as individual tasks for the assessment of reading literacy among the students of 5-6 grades (on the basis of continuous and non-continuous texts) and gives criteria for the assessment. The established diagnostic tasks are aimed at increasing the level of students' reading literacy, perfecting the skills of performing analysis of textual input and adapting students' experience to new environment, since mastering reading literacy serves not just as a basis for achievement in other subject fields in the context of educational system but as a necessary condition for the successful participation in most spheres of adult life.