Среди приоритетов образования и школы 21-го века, а это значит - и учителей 21-го века - развивать творческие способности учеников и научить их пользоваться многообразием информационных и образовательных ресурсов, быстро находить новую информацию и использовать ее в учебе и в жизни. Эта "навигация" в информации - одно из важных исследовательских умений в которых нуждаются молодые граждане технологизированного динамичного мира, и которые целенаправлено нужно формировать и развивать. А это значит, что сами учителя должны преобрести и совершенствовать эти умения, а университет является местом, где это должно случиться.
Цель статьи представить опыт Факультета Педагогики Софийского университета им. Св.Климента Охридского в формировании исследовательских умений у студентов с помощью самостоятельной работы. Проанализированы мнения студентов, участников трех исследований - Университетского центра управления качеством; исследовательской команды университетского проекта и исследования самого автора статьи. В результате сделан вывод, что, по мнению студентов, основная (базовая) университеткая подготовка развивает в достаточной степени их исследовательские и творческие умения посредством разных формам самостоятельной и групповой работой, в духе умений, в которых нуждаются учителя 21-го века.
Among the priorities of the 21st-century education and school, and therefore, of teachers as well, is developing students' creative skills, teaching them to take advantage of the diverse information and educational resources, to find quickly new and reliable information, which they need in order to manage with their learning tasks and life problems. This "navigation" through information is one of the important research skills which are needed by the young citizens of the technologized, dynamic world and must be purposefully formed and developed. This means that teachers themselves have to acquire and develop these skills, and the place where this should be accomplished is the university.
The aim of this article is to present the experience of the Faculty of Pedagogy at the Sofia University "St. Kliment Ohridski" in the formation of research skills in students through assignments for self-dependent work. The paper provides an analysis of the opinions of students included in three studies: of the University Centrе for Quality Management, of a research team within an intra-university project, and a survey conducted by the author of the article. It has to be concluded that, according to the students, basic university training is developing sufficiently their research and creative skills through various forms of individual and group work, in line with the necessary skills for the 21st-century teachers.