Abstract:
Статья посвящена анализу такого важного источника по истории раннего конфуцианства как "Жизнеописание учеников Конфуция" из "Исторических записок" Сыма Цяня. Автор ставит цель установить, каким образом в биографическом и идейном аспекте Сыма Цянь восполнил относящееся к ученикам Конфуция содержание "Лунь юя". Рассмотрен способ, каким Сыма Цянь систематизирует информацию об учениках и то, с какой позиции он их оценивает. В контексте сопоставления "Жизнеописаний..." с основным текстом конфуцианской доктрины дана краткая характеристика "Лунь юя". Проанализированы отсутствующие в "Лунь юе" сюжеты с участием учеников. Автор приходит к выводу, что Сыма Цяня сделал неоценимый вклад в утверждение авторитета Конфуция как основателя учения, а взятые из "Лунь юя" характеристики учеников послужили для историка материалом для подтверждения педагогического дара Конфуция. Описывая участие учеников в политических событиях и их собственную педагогическую деятельность, Сыма Цянь говорит о первых плодах, которые принесло конфуцианство в мир.