Представленное исследование посвящено вопросу соотношения развития модели психического и символических функций в дошкольном возрасте на примере игры и рисования. Мы предполагаем существование общих закономерностей и согласованности в развитии этих способностей. В исследовании приняли участие 60 детей двух возрастных групп: 3-4 лет и 5-6 лет. Для оценки уровня развития символических функций в игре и рисовании были разработаны и апробированы методики, включающие в себя задачи разного уровня сложности, позволяющие дать комплексную оценку этой способности на разных этапах развития. Показано, что на разных этапах онтогенеза (3-4 года и 5-6 лет) символическая функция меняет характер связи с моделью психического, также изменения связей наблюдается при сопоставлении способности понимать ментальные состояния с символическими функциями в разных видах деятельности (игра и рисование).
The study is focused on the the issue of a relation betwean a development of the mental model (theory of mind) and symbolic functions in preschoolers on the example of play and drawing. We that assume there are some consistent patterns in the development abilities for play and drawing. The study involved 60 children in two age groups: 3 to 4 years, and 5 to 6 years. To asses the level of the development of the symbolic functions in play and drawing we worked out and tested battaries of tests, that included tasks with different levels of complexity. These battaries give us the complex estimation of examined abilities at different phases of the development. We show that at the different phases of ontogenesis (3-4 and 5-6 years) the relation betwean the symbolic function and the mental model changes its nature. We also observe such changes when compare the ablility to understand mental states to the symbolic functions in different activities (game and drawing).