Abstract:
Актуальность. Важность проблем социального проектирования образовательной среды подчеркивается не только усилением влияния ранее слабовыраженных факторов на процесс социализации, но и ослаблением действенности социальных институтов, традиционно считающихся основными субъектами социализации, прежде всего, институтов семьи и образования. Это подтверждают множественные прикладные социологические исследования, фиксирующие отказ детей от наследования социального типа родителей, снижение устойчивости семьи к распаду, несоответствие образовательных планов молодежи потребностям рынка труда, утверждение потребительских ценностей и т.п. явления, указывающие на деструктивные флуктуации процесса социализации молодежи. С другой стороны, образовательная среда, спроектированная на основании результатов социологических исследований, учитывающая не только потребности социально-экономического развития муниципального района, включенных в его структуру предприятий, но и возможности, интересы проживающих на его территории людей, принятые ими социальные и культурные традиции будет способствовать эффективной реализации планов социально-экономического развития территории, повышению качества жизни населения, снижению вероятности отрицательных социальных флуктуаций, и, в том числе, асоциальных проявлений среди молодежи. Цель исследования: Выделить предпосылки изменения образовательной среды как социального феномена и объекта социального проектирования. Ведущие методы исследования: методы абстрагирования и конкретизации. Результаты исследования: Выделены предпосылки развития образовательной среды в условиях социально-экономического транзита. Практическая значимость: Выделенные предпосылки социального развития позволяют в соответствующем контексте определить основные тенденции изменения образовательной среды.