Привлечение к массовому занятию спортом как можно большего числа людей является одним из важнейших приоритетов государства, основой пропаганды ведения здорового образа жизни. Но при этом имеет место отношение к любительскому спорту как к второстепенному, низшему по уровню в сравнении с профессиональным. Сущностью соревновательной деятельности, как отмечают Е.В.Мельник и Ж.К.Шемет, является достижение победы, реализуемой в постоянном сопоставлении собственных результатов с достижениями других спортсменов, возможности актуализации способностей, выстраивании жизненных перспектив: личностных, материальных, образовательных. Именно сущность соревновательной деятельности является тем определяющим фактором, который позволяет выделить общее в профессиональном и любительском спорте, подойти к рассмотрению спортсмена-любителя, как субъекта спортивной деятельности.
В статье представлены данные эмпирического исследования "образа Я" спортсменов-любителей, занимающихся различными видами командного и индивидуального спорта, раскрыты взаимосвязи ключевых составляющих "образа Я", выделены ведущие характеристики когнитивного, эмоционального, волевого и поведенческого компонентов "образа Я" спортсмена-любителя. На основе полученных данных показано, что занятия спортом развивают коммуникативные навыки, лидерские качества, спортсмена-любителя, способствуют формированию адекватной самооценки, предоставляет "платформу" для эмоциональной, духовной и физической гармонизации личности.
One of the most important priorities of the country to involve people, as much as possible to the mass sports activities , is the basis of promotion of a healthy lifestyle, and achievement of personal "acme". The article presents the data of empirical study of "self-image" of athletes-amateur engaged in different kind of team and individual sport. Also in this article disclosed relations of key components of "self-imagine", and selected leading features of cognitive, emotional, volitional and behavioural components of "self-image" of athlete-amateur.
The data of these results, shown that sports develops communication skills, leadership qualities of athlete-amateur. So also these findings shows that sports contributes to formation an adequate self-assessment and provides a "platform"(basis) for emotional, spiritual and physical harmonization of the personality.