рассматривается использование личностных смыслов в преподавании различных курсов высшей математики. Наделение математического содержания тем или иным личностным смыслом позволяет сделать процесс преподавания более успешным по поставленным целям. Под личностным смыслом понимается субъективно воспринимаемая значимость для индивида тех или иных предметов, понятий, формулировок. В математических текстах и математическом изложении (лекции, практическом занятии) наделение математического содержания личностным смыслом возможно в виде различного вида аналогий, образов, метафор, нарративов, артефактов. Более полное и всестороннее раскрытие рассматриваемой темы, уяснение вновь вводимых понятий, установление внутренних и внешних взаимосвязей - вот только некоторые из задач, ради решения которых привлекаются конструкты, несущие личностные смыслы в изложение. Автором введено понятие математического артефакта. В процессе преподавания высшей математики на протяжении длительного времени автор вычленил из курса математики (прежде всего математического анализа) ряд математических понятий, определений, теорем, которые по своему значению далеко выходят за рамки конкретного математического текста и, будучи продолженными за границу собственно математического знания, становятся некими математическими феноменами. Проведена классификация основных конструктов (метафор, педагогических нарративов, математических артефактов) посредством которых и вносятся личностные смыслы в математические тексты и математические изложения (лекции, практические занятия, выступления).
we consider the use of personal meanings in the teaching of various courses of higher mathematics. Giving the mathematical content in some personal meaning to make the process of teaching more successful. Under the personal meaning it is understood subjectively perceived importance for the individual of certain objects, concepts, language. In mathematical texts and mathematical presentation (lectures, practical classes) endowing the mathematical content of personal meaning possibly in the form of various types of analogies, images, metaphors, narratives, artifacts. A more complete and thorough disclosure of the topic, clarification of the newly introduced concepts, the establishment of internal and external relationships - these are just some of the tasks for which solutions are involved constructs bearing personal meanings in the presentation. The author introduced the concept of a mathematical artifact. In the process of teaching of higher mathematics for a long time the author isolate from mathematics course (especially calculus), a number of mathematical concepts, definitions, theorems, which in its significance far beyond the specific mathematical text, and being continued beyond the boundaries of their own mathematical knowledge, are by some mathematical phenomena. The classification of the main constructs (metaphors, narratives pedagogical, mathematical artifacts) through which and made personal meanings in mathematical texts and mathematical presentation (lectures, workshops, performances).