Abstract:
В статье рассматривается генеалогия подходов к технологиям развития мышления на основе компаративистского подхода и обосновывается целесообразность выбора технологий с учетом сложных синтетических, многомерных типов мышления - проблемное, критическое, латеральное, стратегическое и опережающее. Приводится описание отличий каждого из перечисленных прикладных типов мышления через систему компетенций. На основе экспериментальных данных по одаренной молодежи показана слабая сформированность "мыследеятельностностных" компетенций, необходимых современным инноваторам, на подготовке которых в последние годы делается особый акцент в международных документах комиссий ООН и ЕС. В работе предложена система оценивания результатов обучения с помощью таксономий: в процессе текущей оценки учебных достижений эффективна таксономия по уровням проблемности Махмутова, при разработке собственной методики педагога
- таксономия познавательных задач Толлингеровой, при результирующей оценке компетенций - таксономия уровней мышления Блюма.