Электронный архив

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Показать сокращенную информацию

dc.contributor Казанский (Приволжский) федеральный университет
dc.contributor.author Матвеева А.И. ru_RU
dc.contributor.author Воробьева И.В. ru_RU
dc.contributor.author Кружкова О.В. ru_RU
dc.contributor.author Робин С.Д. ru_RU
dc.date.accessioned 2024-03-19T08:53:32Z
dc.date.available 2024-03-19T08:53:32Z
dc.date.issued 2023
dc.identifier.uri https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/183295
dc.description.abstract Стремительная цифровизация образования диктует новые условия выстраивания коммуникации между участниками образовательного процесса. Все большая роль отводится дистанционной коммуникации: звонкам, видео-конференц-связи, а также электронной письменной коммуникации. Закономерно возникает вопрос о результативности педагогического взаимодействия в новых условиях, поскольку информация, передаваемая в цифровой среде, сокращается, упрощается, а также качественно видоизменяется, через использование сокращений, жаргонизмов, различных графических символов и др. Целью данного исследования стало определение дифференциальных особенностей проявлений эмоционального интеллекта и его отдельных компонентов в условиях электронной коммуникации у педагогов, для чего использовался психофизиологический метод - метод окулографии, позволяющий зафиксировать траектории непроизвольного внимания человека на различные стимулы и точно определить время ответной реакции. Исследование было проведено с применением айтрекера Tobii Pro Spectrum путем демонстрации стимульного материала в виде слайдов с изображениями. В эксперименте приняли участие 36 студентов и 13 педагогов вуза. Для достижения целей исследования была разработана серия заданий различной степени сложности, представленная слайдами с различного типа изображениями и инструкцией (письменной и устной). Задания направлены на изучение скорости распознавания и идентификации графических символов (смайлов), выявление скорости и специфических особенностей распознавания базовых эмоций в процессе электронной коммуникации, а также выявление особенностей отношения респондентов к графическим символам, как к способам отражения эмоционального состояния. В результате были выделены специфические особенности восприятия и использования графических средств выражения эмоций у педагогов и студентов, проявляющиеся в различии времени на прочтение и осмысление текстов и в применении различных визуальных стратегий восприятия эмоционально насыщенной информации. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения по теме 'Исследование эмоционального интеллекта субъектов образовательной среды в условиях цифровизации'. ru_RU
dc.description.abstract The rapid digitalization of education dictates new conditions for building communication between participants in the educational process. An increasing role is being assigned to remote communication: calls, video-conferencing, as well as electronic written communication. The question arises naturally about the effectiveness of pedagogical interaction in the new conditions, as the information transmitted in the digital environment is reduced, simplified, and qualitatively modified, through the use of abbreviations, jargon, various graphic symbols, etc. The purpose of this study was to determine the differential features of the manifestation of emotional intelligence and its individual components in the conditions of electronic communication in teachers, for which psychophysiological method was used - the method of oculography, which allows to record the trajectories of involuntary attention to various stimuli and accurately determine the response time. The study was conducted using an iTracker Tobii Pro Spectrum by showing stimulus material in the form of slides with images. Thirty-six students and 13 university teachers participated in the experiment. In order to achieve the goals of the study, a series of tasks of varying degrees of difficulty was developed, represented by slides with different types of images and instructions (written and oral). The tasks were aimed at studying the speed of recognition and identification of graphic symbols (smiles), revealing the speed and specific features of recognizing basic emotions during electronic communication as well as revealing the features of respondents' attitudes towards graphic symbols as ways of reflecting emotional states. As a result, the specific features of perception and use of graphic means of emotion expression in teachers and students, manifested in the difference in time to read and comprehend texts and in the use of different visual strategies of perception of emotionally saturated information were identified. The study was performed within the framework of the state assignment of the Ministry of Education on 'The study of emotional intelligence of the subjects of the educational environment in the conditions of digitalization'. en_US
dc.relation.ispartofseries КАЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ ru_RU
dc.subject эмоциональный интеллект ru_RU
dc.subject педагог ru_RU
dc.subject обучающийся ru_RU
dc.subject окулография ru_RU
dc.subject цифровизация ru_RU
dc.subject понимание эмоций ru_RU
dc.subject управление эмоциями ru_RU
dc.subject использование эмоций ru_RU
dc.subject emotional intelligence en_US
dc.subject educator en_US
dc.subject learner en_US
dc.subject oculography en_US
dc.subject digitalization en_US
dc.subject emotion understanding en_US
dc.subject emotion management en_US
dc.subject emotion use en_US
dc.title ИССЛЕДОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ru_RU
dc.title.alternative STUDY OF DIFFERENTIAL FEATURES OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT en_US
dc.type article
dc.identifier.udk 159.9.072
dc.description.pages 262-267


Файлы в этом документе

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию

Поиск в электронном архиве


Расширенный поиск

Просмотр

Моя учетная запись

Статистика