Аннотации:
Исследованы сердечно-сосудистая система, вариабельность сердечного ритма, психологические особенности студентов в межсессионный период, перед экзаменом и после его окончания. Выделены студенты с ваготоническим, эйтоническим, симпатическим и гиперсимпатическим исходным тонусом вегетативной нервной системы. Наибольшие величины прироста артериального давления перед экзаменом отмечались у студентов с исходным ваготоническим и гиперсимпатическим тонусом, что наряду с достоверным повышением частоты сердечных сокращений приводило к росту индекса напряжения миокарда. Установлено, что адаптивные реакции сердечно-сосудистой системы, регуляции ритма сердца к экзаменационному стрессу складывались в рамках общей тенденции к повышению напряжения механизмов регуляции и активности симпатической нервной системы. Однако эти реакции имели различную степень выраженности в зависимости от исходного вегетативного тонуса. Наибольшие изменения показателей вариабельности ритма сердца отмечались у студентов с исходным ваготоническим и гиперсимпатическим вегетативным тонусом. Психологические показатели (тревожность, нейротизм, сила нервной системы) различались у юношей и девушек, притом эти различия более ярко проявлялись в состоянии экзаменационного стресса и были связаны с исходным вегетативным тонусом. Наиболее выраженные гендерные различия психологических показателей отмечались у студентов с исходным ваготоническим тонусом.