Аннотации:
В статье анализируется мало разработанная в отечественной социальной психологии проблема межличностного притеснения. Обосновывается идея о необходимости разделения агрессивного и притесняющего поведения. Если первое направлено на нанесение ущерба другой стороне, то второе в большей степени ориентировано на ограничение прав и свобод другой стороны, ущемление ее достоинства с целью занять доминирующее положение во взаимодействии и извлечь из этого ту или иную выгоду для себя. Таким образом, притеснение оказывается механизмом построения и поддержания иерархических отношений. Проведено эмпирическое исследование девочек 15-16 лет, результаты которого: а) демонстрируют распространенность подобного явления во взаимодействиях между ними; б) выявляют особенности понимания ими самой сущности притеснения; в) раскрывают роль семьи и психологических особенностей различных групп девочек как факторов формирования у них специфических для притеснения форм поведения.