Kazan Federal University Digital Repository

Концепт "природы человека" как аксиологический принцип

Show simple item record

dc.contributor Казанский федеральный университет
dc.contributor.author Сайкина Гузель Кабировна
dc.contributor.author Ибрагимова Зульфия Зайтуновна
dc.date.accessioned 2025-04-25T07:02:46Z
dc.date.available 2025-04-25T07:02:46Z
dc.date.issued 2021
dc.identifier.citation Сайкина Г.К. Концепт "природы человека" как аксиологический принцип / Сайкина Г.К., Ибрагимова З.З. // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2021. - Вып. 3. - С. 413-422.
dc.identifier.uri https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/185176
dc.description.abstract В философии ХХ века утвердилось представление об отсутствии у человека природы, всилу чего концепт "природа человека" стал рудиментом в антропологическом знании, а сам человек стал осмысляться безопорным. В эпоху "биотехнологической революции" данный концепт оказывается неудобным для трансгрессивной игры человека с собственными пределами. Однако проблематизация человека в современном антропологическом дискурсе может происходить во многом именно через вопрошание о природе человека. В эпоху развитых биотехнологий современной антропологии в целях экологии человека следует не столько отрицать, сколько утверждать природу человека, так как концепт "природа человека" указывает на онтологические рамки, сохраняющие аутентичность человека, обеспечивающие преемственность всех его исторических форм. В противовес толкованию концепта природы человека в оппозиции социальной сущности (как низменной физической, материальной, биологической, витальной части человеческого существа), эвристически значимым является возведение его в социально значимый аксиологический принцип, наполнение ценностным содержанием путем возвышения статуса человеческой природы. Это особенно важно вследствие того, что содержательно он оказывается включенным в этические и социально-гуманитарные экспертизы биотехнологических проектов. Без аксиологического разворачивания данного концепта потеряет силу и убедительность биоэтический и экологический дискурсы. Человек всегда незавершѐн, многомерен, многолик, поэтому не может быть единой сущностной идеи человека, способной стать цементирующим основанием антропологического знания, как на это уповали представители первого поколения направления "философская антропология". Но все же человек - это один антропологический тип с единой природой. В результате исследования выдвинута гипотеза о том, что именно реанимация концепта "природа человека" придаст антропологическому зна-нию единство, станет его "идейным стержнем".
dc.language.iso ru
dc.relation.ispartofseries Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология.
dc.rights открытый доступ
dc.subject природа человека
dc.subject сущность человека
dc.subject аксиология
dc.subject философская антропология
dc.subject биологическое
dc.subject социальное
dc.subject телесность
dc.subject ?первая природа?
dc.subject ?вторая природа?
dc.subject аксиологический аспект
dc.subject ценность
dc.subject Просвещение. human nature
dc.subject human essence
dc.subject axiology
dc.subject philosophical anthropology
dc.subject biological
dc.subject social
dc.subject corporeality
dc.subject "first nature"
dc.subject "second nature"
dc.subject axiological aspect
dc.subject value
dc.subject Enlightenment
dc.subject.other Философия
dc.title Концепт "природы человека" как аксиологический принцип
dc.type Article
dc.contributor.org Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций
dc.description.pages 413-422
dc.relation.ispartofseries-issue Вып.3
dc.pub-id 258848
dc.identifier.doi 10.17072/2078-7898/2021-3-413-422


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Advanced Search

Browse

My Account

Statistics