dc.contributor |
Казанский федеральный университет |
|
dc.contributor.author |
Сайкина Гузель Кабировна |
|
dc.contributor.author |
Ибрагимова Зульфия Зайтуновна |
|
dc.date.accessioned |
2025-04-25T07:02:46Z |
|
dc.date.available |
2025-04-25T07:02:46Z |
|
dc.date.issued |
2021 |
|
dc.identifier.citation |
Сайкина Г.К. Концепт "природы человека" как аксиологический принцип / Сайкина Г.К., Ибрагимова З.З. // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2021. - Вып. 3. - С. 413-422. |
|
dc.identifier.uri |
https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/185176 |
|
dc.description.abstract |
В философии ХХ века утвердилось представление об отсутствии у человека природы, всилу чего концепт "природа человека" стал рудиментом в антропологическом знании, а сам человек стал осмысляться безопорным. В эпоху "биотехнологической революции" данный
концепт оказывается неудобным для трансгрессивной игры человека с собственными
пределами. Однако проблематизация человека в современном антропологическом дискурсе может происходить во многом именно через вопрошание о природе человека. В эпоху развитых биотехнологий современной антропологии в целях экологии человека следует не
столько отрицать, сколько утверждать природу человека, так как концепт "природа
человека" указывает на онтологические рамки, сохраняющие аутентичность человека,
обеспечивающие преемственность всех его исторических форм. В противовес толкованию концепта природы человека в оппозиции социальной сущности (как низменной физической,
материальной, биологической, витальной части человеческого существа), эвристически
значимым является возведение его в социально значимый аксиологический принцип,
наполнение ценностным содержанием путем возвышения статуса человеческой природы. Это особенно важно вследствие того, что содержательно он оказывается включенным в
этические и социально-гуманитарные экспертизы биотехнологических проектов. Без
аксиологического разворачивания данного концепта потеряет силу и убедительность
биоэтический и экологический дискурсы. Человек всегда незавершѐн, многомерен, многолик, поэтому не может быть единой сущностной идеи человека, способной стать
цементирующим основанием антропологического знания, как на это уповали представители
первого поколения направления "философская антропология". Но все же человек - это один
антропологический тип с единой природой. В результате исследования выдвинута гипотеза о том, что именно реанимация концепта "природа человека" придаст антропологическому зна-нию единство, станет его "идейным стержнем". |
|
dc.language.iso |
ru |
|
dc.relation.ispartofseries |
Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. |
|
dc.rights |
открытый доступ |
|
dc.subject |
природа человека |
|
dc.subject |
сущность человека |
|
dc.subject |
аксиология |
|
dc.subject |
философская антропология |
|
dc.subject |
биологическое |
|
dc.subject |
социальное |
|
dc.subject |
телесность |
|
dc.subject |
?первая природа? |
|
dc.subject |
?вторая природа? |
|
dc.subject |
аксиологический аспект |
|
dc.subject |
ценность |
|
dc.subject |
Просвещение. human nature |
|
dc.subject |
human essence |
|
dc.subject |
axiology |
|
dc.subject |
philosophical anthropology |
|
dc.subject |
biological |
|
dc.subject |
social |
|
dc.subject |
corporeality |
|
dc.subject |
"first nature" |
|
dc.subject |
"second nature" |
|
dc.subject |
axiological aspect |
|
dc.subject |
value |
|
dc.subject |
Enlightenment |
|
dc.subject.other |
Философия |
|
dc.title |
Концепт "природы человека" как аксиологический принцип |
|
dc.type |
Article |
|
dc.contributor.org |
Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций |
|
dc.description.pages |
413-422 |
|
dc.relation.ispartofseries-issue |
Вып.3 |
|
dc.pub-id |
258848 |
|
dc.identifier.doi |
10.17072/2078-7898/2021-3-413-422 |
|