Kazan Federal University Digital Repository

Формирование полилингвальной предметно-методической компетенции у будущих учителей-предметников в полилингвальной образовательной среде

Show simple item record

dc.contributor Казанский федеральный университет
dc.contributor.author Зарипова Рината Раисовна
dc.date.accessioned 2024-05-13T07:08:29Z
dc.date.available 2024-05-13T07:08:29Z
dc.date.issued 2024
dc.identifier.citation Зарипова Р. Р. Формирование полилингвальной предметно-методической компетенции у будущих учителей-предметников в полилингвальной образовательной среде / Р.Р. Зарипова // Научно-методический электронный журнал "Концепт". - 2024. - № 4 (апрель). - С. 173-189. - URL: http://e-koncept.ru/2024/241050.htm.
dc.identifier.uri https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/183689
dc.description.abstract В свете эффективной реализации стратегий билингвального и полилингвального образования в Республике Татарстан настоящее исследование обращает внимание на инициированный в 2018 году проект "Учитель-би- и полилингв", реализуемый на платформе Казанского федерального университета. Основной целью проекта является подготовка учителей предметников, способных вести образовательную деятельность на трех языках и владеющих теоретико-практическими основами би- и полилингвального обучения. В статье освещается необходимость трансформации дидактического обеспечения для подготовки педагогических кадров, которое бы учитывало особенности полилингвальной образовательной среды. Существующее обеспечение, ориентированное на монолингвальные образовательные учреждения, не способствует эффективной работе педагогов в полилингвальной среде. В связи с этим автор предлагает дополнить комплекс универсальных и общепрофессиональных компетенций специальной полилингвальной предметно-методической компетенцией. Целью исследования является разработка комплекса мер по формированию полилингвальной предметно-методической компетенции и проверка его эффективности. В ходе работы был проведен анализ отечественной и зарубежной научной литературы по данной теме, в котором автор отмечает накопленный опыт в области подготовки специалистов и учителей многоязычия, основанный на современных научно-методических подходах. Рассмотрены работы, посвященные формированию предметной иноязычной компетенции, многоязычной компетентности, методическому творчеству креативного учителя иностранного языка, а также формированию многоязычия у студентов языковых вузов. Проведена апробация разработанного комплекса мер по формированию полилингвальной предметно-методической компетенции у будущих учителей-предметников в полилингвальной образовательной среде. Эксперимент проводился на базе Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета в течение пяти лет с участием 72 студентов пятого курса, изучающих полилингвальные образовательные программы. Основной метод эксперимента включал диагностику уровня сформированности компетенции с помощью международного экзамена Teaching Knowledge Test - CLIL, адаптированного для русскоязычной аудитории. Анализ результатов показал, что большинство участников эксперимента имели продвинутый уровень сформированности полилингвальной предметно-методической компетенции. Однако студентам оказалось сложным вести учебные занятия по методологии CLIL из-за отсутствия практических навыков в этой области. Рекомендуется уделить особое внимание формированию практических навыков у будущих учителей предметников, занимающихся полилингвальными образовательными программами, чтобы они могли успешно применять полилингвальную методологию в своей педагогической деятельности. Результаты работы позволят определить эффективность предложенных мер и их применимость в полилингвальной образовательной среде.
dc.language.iso ru
dc.relation.ispartofseries Концепт
dc.rights открытый доступ
dc.subject педагогическое образование
dc.subject билингвальное образование
dc.subject предметно-языковое интегрированное обучение
dc.subject полилингвальная образовательная среда
dc.subject полилингвальное образование
dc.subject полилингвальная предметно-методическая компетенция
dc.subject тест tkt-clil
dc.subject.other Народное образование. Педагогика
dc.title Формирование полилингвальной предметно-методической компетенции у будущих учителей-предметников в полилингвальной образовательной среде
dc.type Article
dc.contributor.org Институт филологии и межкультурной коммуникации
dc.description.pages 173-189
dc.relation.ispartofseries-issue 4
dc.pub-id 299500


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Advanced Search

Browse

My Account

Statistics