Показать сокращенную информацию
dc.contributor | Казанский (Приволжский) федеральный университет | |
dc.contributor.author | Лангуев К.А. | ru_RU |
dc.contributor.author | Лангуева Е.В. | ru_RU |
dc.date.accessioned | 2024-04-16T10:15:23Z | |
dc.date.available | 2024-04-16T10:15:23Z | |
dc.date.issued | 2023 | |
dc.identifier.uri | https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/183513 | |
dc.description.abstract | Сегодня в системе школьного образования активно применяются цифровые средства обучения. Формируется цифровая образовательная среда, представляющая собой совокупность информационных систем, с целью обеспечения различных задач образовательного процесса. Несмотря на положительные стороны нового образовательного пространства, существуют и отрицательные факторы, влияющие на состояние здоровья учащихся. Цель исследования: оценить влияние работы с нетбуками на умственную работоспособность, показатели нервной системы и психоэмоциональное состояние старшеклассников. Методы исследования. Организация учебного процесса изучена с помощью хронометражных наблюдений. Анализировались показатели умственной работоспособности 101 учащегося методом корректурных проб на уроках с использованием нетбука и - для контроля - без использования нетбука. Для определения изменений в состоянии центральной нервной системы исследовались параметры простой сенсорно-моторной реакции. Эмоциональное состояние учащихся оценивалось по методике А.Н. Лутошкина. Результаты исследования. Как показали результаты исследования, в конце урока с использованием нетбуков наблюдается статистически значимое снижение концентрации внимания. В группе с использованием нетбуков по сравнению с группой без использования нетбуков наблюдается статистически значимое увеличение количества ошибок как в начале, так и в конце урока. Изучение психоэмоционального состояния старшеклассников показало, что у учащихся, использующих нетбук, наблюдается больше грустного, печального состояния. Ускорение темпа работы, увеличение объема предъявляемой учащемуся информации при работе с нетбуком повышают нагрузку на его нервную систему и вероятность выраженного утомления. Об этом свидетельствует увеличение количества ошибок в тесте простой сенсорно-моторной реакции в конце урока. Выводы. В связи с развитием информационных технологий исследователи отмечают рост агрессивности, рассеянность внимания, гиперактивность, снижение показателей умственной работоспособности учащихся. Информатизация как новый гигиенический фактор требует научной разработки педагогико-гигиенических подходов к организации образовательного процесса с применением цифровых средств обучения. Показатели психофизиологического состояния современных учащихся должны учитываться при организации и проведении физиолого-гигиенических исследований в сфере оценки условий и режима их жизнедеятельности, а также при трактовке полученных результатов исследований. | ru_RU |
dc.description.abstract | Today, digital teaching tools are actively used in the school system. The digital educational environment is being formed, which is a set of information systems for ensuring different tasks of the educational process. Despite the positive aspects of the new educational space, there are also negative factors affecting the health of students. The aim of research - to assess the impact of working with netbooks on mental performance, responses of the nervous system, and the psycho-emotional state of high school students. Research methods. The educational process organization was studied using time-lapse observations. The indicators of еру mental performance of 101 students were analyzed by the correction task method in lessons using a netbook and without a netbook for control. To determine changes in the state of the central nervous system, the parameters of a simple sensory-motor reaction were studied. The emotional state of the students was assessed according to the A.N. Lutoshkin method. Research results. The results of the study showed that at the end of the lesson using netbooks, there is a statistically significant decrease in focus. In the group with a netbook, there is a statistically significant increase in the number of errors both at the beginning and at the end of the lesson compared to the group without netbooks. The study of the psycho-emotional state of high school students has shown that students with a netbook have a sadder state. Conclusions. Due to the development of information technologies, researchers note an increase in aggressiveness, inattention, hyperactivity, and a decrease in the cognitive performance of students. Informatization as a new hygienic factor requires the scientific development of pedagogical and hygienic approaches to the organization of the educational process using digital learning tools. Indicators of the psychophysiological state of modern students should be taken into consideration during the planning and performance of physiological and hygienic research aimed at assessment of the conditions and mode of student's life, as well as in the process of interpretation of research results. | en_US |
dc.relation.ispartofseries | КАЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ | ru_RU |
dc.subject | старшеклассники | ru_RU |
dc.subject | цифровая трансформация образования | ru_RU |
dc.subject | цифровая образовательная среда | ru_RU |
dc.subject | цифровые средства обучения | ru_RU |
dc.subject | умственная работоспособность | ru_RU |
dc.subject | простая сенсорно-моторная реакция | ru_RU |
dc.subject | психоэмоциональное состояние | ru_RU |
dc.subject | high school students | en_US |
dc.subject | digital transformation of education | en_US |
dc.subject | digital educational environment | en_US |
dc.subject | digital teaching tools | en_US |
dc.subject | mental performance | en_US |
dc.subject | simple sensory-motor reaction | en_US |
dc.subject | psycho-emotional state | en_US |
dc.title | ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ, ПОКАЗАТЕЛИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ | ru_RU |
dc.title.alternative | IMPACT OF DIGITAL TEACHING TOOLS DURING TRAINING SESSIONS ON MENTAL PERFORMANCE, INDICES OF THE NERVOUS SYSTEM, AND PSYCHO-EMOTIONAL STATE OF HIGH SCHOOL STUDENTS | en_US |
dc.type | article | |
dc.identifier.udk | 373.1+613.956 | |
dc.description.pages | 255-265 |