Качество инклюзивного образования во многом определяется успешностью адаптации учебного материала. У детей с расстройством аутистического спектра (РАС) наблюдается ряд трудностей при достижении планируемых результатов адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО), которые можно условно разделить на специфические и неспецифические. Неспецифические трудности наблюдаются у многих детей с ментальными нарушениями: трудности овладения навыками чтения, письма, счета, трудности регуляции и контроля собственной деятельности, недостаточная сформированность мыслительных операций и др. Специфические же трудности у детей с РАС напрямую связаны с особенностями и характерными симптомами данной нозологии. Наиболее сложными для освоения у детей с РАС являются коммуникативные универсальные учебные действия, а также регулятивные и познавательные универсальные учебные действия (УУД). Для формирования данных групп универсальных учебных действий и успешного усвоения академических знаний необходима тщательная адаптация учебного материала.
В рамках поведенческого подхода для адаптации учебного материала был использован метод "Анализ задачи" ("Task analysis"): раскладывание комплексного понятия/темы на мелкие шаги и освоение каждого шага в отдельности, а также метод визуализации материала в презентациях. В исследовании приняли участие 6 учащихся 2 класса. Был проведен сравнительный анализ двух групп испытуемых, одна из которых обучалась новым понятиям по классическим учебникам, а другая - по адаптированному материалу. Данные были представлены на графиках с дизайном А-В.
Результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов начальных классов, тьюторов, учителей-дефектологов и учителей-логопедов, осуществляющих обучение детей с РАС в инклюзивном формате. В дальнейшем планируется разработка методического пособия по адаптации учебного материала в начальной школе.
The quality of inclusive education is largely determined by the success of adapting the educational material. Children with autism spectrum disorders (ASD) have a number of difficulties in achieving the planned results of the educational program, which can be divided into specific and non-specific. Nonspecific difficulties are observed in many children with mental disorders: difficulties in mastering skills of reading, writing, counting, difficulties in regulating and controlling their own activities, insufficient formation of mental operations, etc. Specific difficulties for children with ASD are directly related to the features and characteristic symptoms of the nosology. The most difficult for children with ASD is the development of universal learning activities (ULD) - both communicative and regulatory and cognitive ones. Adaptation of educational material is also necessary for the development of universal learning activities and the successful assimilation of academic knowledge.
As part of the behavioral approach, the task analysis method was used to adapt the educational material: decomposing a complex concept/topic into small steps and mastering each step separately, as well as the method of visualizing the material. The study involved 6 second grade students. A comparative analysis of two groups was carried out: one group was taught by classical textbooks, and the other group was taught by adapted material. The data were presented on graphs with A-B design.
The research results can be used in work of primary school teachers, tutors, special needs teachers and speech therapists teaching children with ASD in inclusive schools. In the future, it is planned to develop a methodological manual for adapting educational materials in the system of primary education.