dc.contributor |
Казанский (Приволжский) федеральный университет |
|
dc.contributor.author |
Утемов В.В. |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Шишкина А.Н. |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2024-04-15T11:19:17Z |
|
dc.date.available |
2024-04-15T11:19:17Z |
|
dc.date.issued |
2023 |
|
dc.identifier.uri |
https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/183492 |
|
dc.description.abstract |
Динамика современных социально-экономических изменений выводит на первый план вопросы осознанного выбора молодыми людьми будущей профессии и связанной с ней профессиональной подготовки. Период вузовского обучения является весьма значимым с точки зрения профессионального самоопределения студентов. Осознанное профессиональное самоопределение составляет основу будущего профессионализма личности и может выступать источником повышения качества профессионального образования, поскольку от отношения студентов к собственному профессиональному выбору, их активности и ответственности за собственное становление зависит успешность образовательного процесса. Изучение психолого-педагогической литературы, а также анализ педагогической практики позволяют констатировать преимущественно низкую готовность обучающихся к самостоятельному и осмысленному выстраиванию траектории своего профессионального развития, а также наличие индивидуальных различий между студентами в степени выраженности профессионального самоопределения. Исходя из вышеуказанного, целью исследования является: осуществить анализ особенностей профессионального самоопределения студентов, обучающихся на психологических и педагогических направлениях подготовки. Методы исследования: теоретические - анализ и обобщение психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические - интервью; статистические - методы описательной статистики и качественный анализ результатов исследования. Исследование проводилось на базе Вятского государственного университета. В исследовании приняли участие 437 студентов первого курса в возрасте 17-18 лет, обучающиеся на психологических и педагогических направлениях подготовки. Выводы и рекомендации. Полученные в процессе исследования результаты свидетельствуют о готовности около 30 % студентов к смене ранее выбранной профессиональной траектории (специальности). Более того, результаты позволяют говорить о том, что существуют различия в профессиональном самоопределении в разрезе профиля профессионально-образовательной деятельности. В частности, студенты, осваивающие психологические и логопедические профили, по сравнению со студентами, осваивающими различные педагогические профили, обнаруживают большую осознанность профессионального выбора. |
ru_RU |
dc.description.abstract |
The dynamics of modern socio-economic changes brings to the fore the questions of the conscious choice by young people of their future profession and the professional training associated with it. The period of university education is very important in terms of professional self-awareness of students. Conscious professional self-determination constitutes the basis of future professionalism of an individual and can be a source of improvement of the quality of professional education, since the success of the educational process depends on the attitude of students to their own professional choice, their activity and responsibility for their own development. The study of psychological-pedagogical literature, as well as analysis of pedagogical practice, allows to state predominantly low readiness of students for independent and thoughtful planning of their professional development trajectory, as well as the presence of individual differences between students in the degree of expression of professional self-determination. Based on the above, the aim of the study is to analyze the features of professional self-determination of students studying in the psychological and pedagogical areas of training. Research methods: theoretical - analysis and synthesis of psychological and pedagogical literature on the research problem; empirical - interviews; statistical - methods of descriptive statistics and qualitative analysis of research results. The study was conducted at Vyatka State University. The study involved 437 first-year students aged 17-18, studying in psychological and pedagogical fields of training. Conclusions and recommendations. The results obtained during the study indicate that about 30 % of students are ready to change their previously chosen professional trajectory (specialty). Moreover, the results allow us to speak about the differences in professional self-determination in terms of the profile of professional educational activity. In particular, students who are studying psychological and speech therapy profiles compared to students who are studying various pedagogical profiles, show greater awareness of their professional choice. |
en_US |
dc.relation.ispartofseries |
КАЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ |
ru_RU |
dc.subject |
профессиональное самоопределение |
ru_RU |
dc.subject |
смысловые механизмы профессионального самоопределения |
ru_RU |
dc.subject |
образовательная организация высшего образования |
ru_RU |
dc.subject |
студент |
ru_RU |
dc.subject |
профессионально-образовательная деятельность |
ru_RU |
dc.subject |
проектирование индивидуальной образовательной траектории |
ru_RU |
dc.subject |
professional self-determination |
en_US |
dc.subject |
semantic mechanisms of professional self-determination |
en_US |
dc.subject |
educational organization of higher education |
en_US |
dc.subject |
student |
en_US |
dc.subject |
professional educational activity |
en_US |
dc.subject |
design of an individual educational trajectory |
en_US |
dc.title |
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ |
ru_RU |
dc.title.alternative |
FEATURES OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS - FUTURE TEACHERS |
en_US |
dc.type |
article |
|
dc.identifier.udk |
378.1 |
|
dc.description.pages |
445-450 |
|