dc.contributor |
Казанский (Приволжский) федеральный университет |
|
dc.contributor.author |
Замкин П.В. |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2024-04-15T10:34:43Z |
|
dc.date.available |
2024-04-15T10:34:43Z |
|
dc.date.issued |
2023 |
|
dc.identifier.uri |
https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/183474 |
|
dc.description.abstract |
В современном российском и зарубежном образовании происходят глубинные процессы трансформации, их характеризует возрастающая динамичность и неопределенность. Эффективность профессионального труда педагога все более связана с его готовностью работать в поисковом и экспериментальном режиме. Этим обусловлена необходимость повышения роли исследовательского компонента в профессиональной подготовке педагога и обеспечения условий реализация им полученных компетенций в педагогической деятельности. В образовательных системах различных стран мира прочно утверждаются две взаимосвязанные парадигмы подготовки педагога - практико-ориентированная и исследовательская, смещающие акценты в позиции современного учителя с функционального выполнения трудовых действий к педагогу-исследователю, способному к аналитическому и рефлексивному мышлению, непрерывному самообразованию и совершенствованию образовательной практики. Цель исследования заключается в изучении российских и зарубежных моделей школьно-университетского взаимодействия, в рамках которых эффективно обеспечивается процесс практико-ориентированной подготовки студента-исследователя и включение учителей школ в исследовательскую деятельность, связанную с актуальными проблемами и вызовами образовательной практики и профессионально-личностным развитием педагога. Методы исследования: историко-педагогический и сравнительно-сопоставительный анализ, моделирование, изучение педагогического опыта, диагностический эксперимент. Выводы и рекомендации. Анализ зарубежных вузовских программ показывает, что подготовка к исследовательской деятельности и исследования в реальной профессиональной практике приобретают в образовательных системах разных стран сквозной характер, пронизывая весь процесс подготовки будущих педагогов в вузе. В статье рассмотрены возможности некоторых экспериментально апробированных моделей подготовки педагогов-исследователей в рамках исследовательского партнерства и наставнического взаимодействия вуза и общеобразовательных организаций (модель школьно-университетской исследовательской коллаборации (CAR), проект профессионального развития учителя-исследователя (PDTR) и др.). Представлены проблемы и факторы продуктивного развития школьно-университетского исследовательского взаимодействия. |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Deep transformation processes are taking place in modern Russian and foreign education, they are characterized by increasing dynamism and uncertainty. The effectiveness of a teacher's professional work is increasingly linked to his willingness to work in search and experimental mode. This is due to the need to increase the role of the research component in the professional training of a teacher and to ensure the conditions for the implementation of the acquired competencies in pedagogical activity. In the educational systems of various countries of the world, two interrelated paradigms of teacher training are firmly established - practice-oriented and research-oriented, shifting the emphasis in the position of a modern teacher from the functional performance of labor actions to a research teacher capable of analytical and reflexive thinking, continuous self-education and improvement of educational practice. The purpose of the study is to study Russian and foreign models of school-university interaction, within which the process of practice-oriented training of a student researcher and the inclusion of school teachers in research activities related to current problems and challenges of educational practice and professional and personal development of a teacher is effectively ensured. Research methods: historical and pedagogical and comparative analysis, modeling, study of pedagogical experience, diagnostic experiment. Conclusions and recommendations. The analysis of foreign university programs shows that preparation for research activities and research in real professional practice acquire a cross-cutting character in educational systems of different countries, permeating the entire process of training future teachers at the university. The article considers the possibilities of some experimentally tested models of teacher-researcher training within the framework of research partnership and mentoring interaction between the university and general education organizations (the model of school-university research collaboration (CAR), the project of professional development of a teacher-researcher (PDTR), etc.). The problems and factors of productive development of school-university research interaction are presented. |
en_US |
dc.relation.ispartofseries |
КАЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ |
ru_RU |
dc.subject |
исследовательское взаимодействие |
ru_RU |
dc.subject |
школьно-университетское партнерство |
ru_RU |
dc.subject |
исследовательские компетенции |
ru_RU |
dc.subject |
педагог-исследователь |
ru_RU |
dc.subject |
подготовка педагога-исследователя |
ru_RU |
dc.subject |
research interaction |
en_US |
dc.subject |
school-university partnership |
en_US |
dc.subject |
research competencies |
en_US |
dc.subject |
teacher-researcher |
en_US |
dc.subject |
teacher-researcher training |
en_US |
dc.title |
РОССИЙСКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДЕЛИ ШКОЛЬНО-УНИВЕРСИТЕТСКОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ |
ru_RU |
dc.title.alternative |
RUSSIAN AND FOREIGN MODELS OF SCHOOL-UNIVERSITY RESEARCH INTERACTION |
en_US |
dc.type |
article |
|
dc.identifier.udk |
378 |
|
dc.description.pages |
174-181 |
|