Электронный архив

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИТЕТА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Показать сокращенную информацию

dc.contributor Казанский (Приволжский) федеральный университет
dc.contributor.author Любицкая О.А. ru_RU
dc.date.accessioned 2024-04-12T09:50:05Z
dc.date.available 2024-04-12T09:50:05Z
dc.date.issued 2023
dc.identifier.uri https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/183460
dc.description.abstract Проблема педагогического образования определяется изменениями социокультурной реальности на рубеже третьего тысячелетия. Проблематика культуры, науки, искусства, образования, воспитания выходит на передний план социально-педагогических дискуссий, а одной из целей современного образования становится формирование творческого, культурного человека, способного продуцировать новое с опорой на непреходящие ценности мировой культуры. В силу этих причин наиболее перспективной в развитии образования является концепция непрерывного образования на протяжении всей жизни человека, существенными характеристиками которой являются гибкость, разнообразие, доступность во времени и пространстве. Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью создания новой модели образовательного процесса в рамках программы развития и федерального проекта. Данный процесс, в свою очередь, невозможен без рассмотрения трех ключевых инициатив: интеграции колледжей и предприятий реального сектора экономики посредством создания образовательно-производственных кластеров; внедрения новых образовательных программ (профессионалитет), предусматривающих в том числе оптимизацию сроков обучения; воссоздания государственной системы подготовки педагогических кадров для среднего профессионального образования. Кроме того, внедрение профессионалитета - это неотъемлемая часть в системе непрерывного образования. Решение данной проблемы в педагогике современной России возможно за счет нескольких факторов, одним из которых является создание образовательной программы путем применения инновационных педагогических технологиях, что определяет тему, цель и задачи предполагаемого исследования, а также выбор источников. Предполагаемое исследование сопрягается с приоритетами государственной научной и инновационной политики, "Программой фундаментальных научных исследований", федеральным проектом "Профессионалитет". Цель исследования - изучение особенностей и закономерностей инновационного преобразования профессионального и профессионально-педагогического образования, обусловленного реализацией программы среднего профессионального образования "Профессионалитет". Методы исследования: анализ теоретических исследований и международных образовательных практик, основанных на новых подходах к содержанию профессионально-педагогического образования и организационных форм его реализации. В качестве теоретико-прикладного основания исследования проекта "Профессионалитет" выбран панорамный подход, направленный на смыслообразующие показатели, определяющие инновационный тренд профессионального образования - персонифицированное обучение. Выводы и рекомендации. По результатам исследования подтвердилась гипотеза, что современное педагогическое образование характеризуется рядом вызовов, которые определены уникальными возрастными особенностями обучающихся, интенсификацией и модернизацией системы подготовки, переходом к обновленным цифровым форматам. Анализ существующих практик взаимодействия предприятий с учреждениями СПО показывает, что, как правило, сотрудничество ограничивается привлечением потенциальных работодателей к созданию образовательных программ и реализации практики студентов. Необходимость реализации проекта "Профессионалитет" продиктована кадровым дефицитом по наиболее востребованным профессиям и неспособностью существующей системы СПО решить эти проблемы. Также проект "Профессионалитет" ввиду своей практикоориентированности решает современные трансформационные вызовы образования, открывает новые горизонты и траектории развития, такие как agile-мышление, внедрение идей когнитивистики в организационные и содержательные образовательные процессы, а также развитие новых обучающих форматов посредством нейротехнологий. ru_RU
dc.description.abstract The problem of pedagogical education is determined by changes in socio-cultural reality at the turn of the third millennium. The problems of culture, science, art, education, and upbringing come to the forefront of socio-pedagogical discussions, and one of the goals of modern education is the formation of a creative, cultured person capable of producing new things based on the enduring values of world culture. For these reasons, the most promising in the development of education is the concept of lifelong learning, the essential characteristics of which are flexibility, diversity, accessibility in time and space. Thus, the relevance of the research is due to the need to create a new model of the educational process, within the framework of the development program and the federal project. This process, in turn, is impossible without considering three key initiatives: the integration of colleges and enterprises of the real sector of the economy through the creation of educational and production clusters; the introduction of new educational programs (professionalism), including the optimization of training periods; the reconstruction of the state system of training teachers for vocational education. In addition, the introduction of professionalism is an integral part in the system of continuing education. The solution of this problem in the pedagogy of modern Russia is possible due to several factors, one of which is the creation of an educational program through the use of innovative pedagogical technologies, which determines the topic, purpose and objectives of the proposed research, as well as the choice of sources. The proposed research is interfaced with the priorities of the state scientific and innovation policy, with the "Program of Fundamental Scientific Research", the federal project "Professionalism". The purpose of the study is to study the features and patterns of innovative transformation of professional and vocational pedagogical education, due to the implementation of the program of secondary vocational education "Professionalism". Research methods: analysis of theoretical research and international educational practices based on new approaches to the content of vocational and pedagogical education and organizational forms of its implementation. As a theoretical and applied basis for the study of the "Professionalism" project, a panoramic approach was chosen, aimed at the meaning-forming indicators that determine the innovative trend of vocational education - personalized learning. Conclusions and recommendations. According to the results of the study, the hypothesis was confirmed that modern pedagogical education is characterized by a number of challenges that are determined by the unique age characteristics of students, the intensification and modernization of the training system, the transition to updated digital formats. An analysis of existing practices of interaction between enterprises and vocational training institutions shows that, as a rule, cooperation is limited to attracting potential employers to create educational programs and implement student practice. The need to implement the project "Professionalism" is dictated by the personnel shortage in the most popular professions and the inability of the existing system of vocational education and training to solve these problems. Also, the "Professionalism" project, due to its practical orientation, solves modern transformational challenges of education, opens up new horizons and development trajectories, such as agile thinking, the introduction of cognitive science ideas into organizational and meaningful educational processes, as well as the development of new training formats through neurotechnology. en_US
dc.relation.ispartofseries КАЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ ru_RU
dc.subject профессионалитет ru_RU
dc.subject личностно-развивающее образование ru_RU
dc.subject персонифицированное обучение ru_RU
dc.subject образовательные технологии ru_RU
dc.subject профессиональное образование ru_RU
dc.subject professionalism en_US
dc.subject personality-developing education en_US
dc.subject personalized learning en_US
dc.subject educational technologies en_US
dc.subject vocational education en_US
dc.title РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИТЕТА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ru_RU
dc.title.alternative DEVELOPMENT OF PROFESSIONALISM IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS SOCIO-PEDAGOGICAL EDUCATION en_US
dc.type article
dc.identifier.udk 377
dc.description.pages 273-279


Файлы в этом документе

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию

Поиск в электронном архиве


Расширенный поиск

Просмотр

Моя учетная запись

Статистика