Сегодня новым образовательным результатом в нормативно-правовых документах федерального уровня провозглашена функциональная грамотность школьника. Готовы ли учителя создать педагогические условия, способствующие достижению данного результата в целом и его компонентов в частности? Цель исследования - определить уровень готовности учителей начальных классов к формированию у младшего школьника читательской грамотности. В работе представлены результаты проведенного в Пермском крае опроса учителей, ведущих преподавание на начальном уровне общего образования, на предмет выявления дефицитов профессиональных компетенций в вопросе формирования у младшего школьника читательской грамотности. Проблема, анализируемая в статье, имеет решающее значение для обеспечения готовности учителей, ведущих преподавание в начальных классах, к образовательной деятельности, направленной на формирование у младшего школьника читательской грамотности. Опираясь на полученные данные, автор обосновывает необходимость научно-методического сопровождения учителей начальной школы в обеспечении их готовности и способности к реализации требований ФГОС НОО в аспекте достижения планируемого результата - читательской грамотности. Методы исследования: анализ научной и методической литературы по исследуемой проблеме, изучение документации, анкетирование (Google Формы (https://docs.google.com/forms/d/e/
1FAIpQLSeI7LVFvhpO8PTDcv3tla7BlfKdYj58-Dwp-Q0oUF3-qr7wzYw/viewform)), а также статистические (среднее арифметическое) методы и методы представления результатов проведенного исследования (шкалирование). Выводы и рекомендации: 1. Из-за отсутствия четкого понимания учителями начальных классов сущности читательской грамотности школьника автором прогнозируется практика стихийного ее развития в ходе реализации ФГОС НОО (от 31.05.2021). 2. "Литературное чтение" как учебный предмет с развивающим потенциалом, способствующим формированию у младшего школьника читательской грамотности, признает подавляющее число опрашиваемых учителей начального уровня общего образования. 3. Большая доля учителей-респондентов не владеет методикой формирования у младшего школьника читательской грамотности в учебной деятельности, признавая недостаточность своей готовности в технологическом компоненте и указывая на необходимость научной и методической помощи. 4. Учителя указали в качестве форм научно-методического сопровождения курсы повышения квалификации, практические семинары, мастер-классы, образовательные квесты и квизы и др., главное условие таких мероприятий - в возможности приобретения практических умений по разработке учебных заданий на формирование и оценку у младшего школьника читательской грамотности. Таким образом, в результате проведенного исследования было установлено, что вопрос о подготовке учителя начальных классов к формированию у младшего школьника читательской грамотности является актуальным и требуют дальнейшего исследования. В перспективе продолжения исследования планируется осуществление научно-методического сопровождения учителей начальных классов в вопросе формирования читательской грамотности у обучающихся начальной школы в рамках деятельности Научно-методического центра по сопровождению педагогических кадров (НМЦ), созданного при Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете.
Today a new educational result in the legal documents of the federal level is the functional literacy of a schoolchild. Are teachers ready to create pedagogical conditions conducive to the achievement of this result, in general, and its components, in particular? The purpose of the study is to determine the level of readiness of primary school teachers to develop reading literacy in younger students. The paper presents the results of a survey conducted in the Perm Territory of teachers teaching at the primary level of general education in order to identify deficits in professional competencies in the formation of reading literacy among younger students. The problem analyzed in the article is of decisive importance for ensuring the readiness of teachers who teach in the primary grades for educational activities aimed at developing reading literacy in younger students. Based on the data obtained, the author substantiates the need for scientific and methodological support of elementary school teachers in ensuring their readiness and ability to implement the requirements of the Federal State Educational Standard of the IEO in terms of achieving the planned result - reading literacy. Research methods: study of scientific and methodological literature, analysis and synthesis of literature studied on the problem, study of documentation, questionnaires (Google Forms (https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeI7LVFvhpO8PTDcv3tla7BlfKdYj58-Dwp-Q0oUF3-qr7wzYw/viewform)), as well as statistical (arithmetic mean) methods and methods for presenting the results of the study (scaling). Conclusions and recommendations: 1. Due to the lack of a clear understanding by primary school teachers of the essence of the student's reading literacy, the author predicts the practice of its spontaneous development during the implementation of the Federal State Educational Standard of the IEO (dated May 31, 2021). 2. "Literary reading" as an educational subject with a developing potential that contributes to the formation of reading literacy in younger students is aware of the overwhelming number of teachers surveyed at the primary level of general education. 3. A large proportion of teachers-respondents do not know how to develop reading literacy in primary school students in educational activities, recognizing the insufficiency of their readiness in the technological component and pointing out the need for scientific and methodological assistance. 4. Teachers indicated advanced training courses, practical seminars, master classes, educational quests and quizzes, etc. as forms of scientific and methodological support, the main condition for such events is the possibility of acquiring practical skills in developing training tasks for the formation and assessment of reading literacy of a younger student. Thus, as a result of the study, it was found that the issue of preparing a primary school teacher for the formation of reading literacy in a younger student is relevant and requires further research. In the perspective of continuing the study, it is planned to carry out scientific and methodological support for primary school teachers on the issue of the formation of reading literacy among primary school students as part of the activities of the Scientific and Methodological Center for Support of Teaching Staff (SMC), created at the Perm State Humanitarian Pedagogical
University.