dc.contributor |
Казанский (Приволжский) федеральный университет |
|
dc.contributor.author |
Богоудинова Р.З. |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Царева Е.Е. |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2024-04-09T12:56:50Z |
|
dc.date.available |
2024-04-09T12:56:50Z |
|
dc.date.issued |
2023 |
|
dc.identifier.uri |
https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/183435 |
|
dc.description.abstract |
Коммуникация является эволюционной основой любой области науки и играет ключевую роль в научном и образовательном процессе. Благодаря коммуникации происходит не только обмен результатами для накопления знания, но и формулирование вопросов и гипотез, обоснование теорий и методов, аргументация актуальности и значимости, а значит - развитие знаний. В период трансформации высшего образования выявление компонентов коммуникационной деятельности преподавателя является крайне актуальной задачей. Это обусловлено изменением позиции преподавателя, где происходит смещение основного фокуса на педагогическую коммуникацию без монологичных и назидательных методов. Исходя из вышеуказанного, целью исследования является выявить и компоненты коммуникационной деятельности преподавателей высшей школы, необходимых для достижения качественной педагогической практики, которые позволят не только реализовывать образование опережающего реальность, повысить качество образования, но и сформировать междисциплинарное познание и методологическое мышление студентов. Методы исследования: теоретические методы, среди которых анализ предмета исследования на основе изучения философской, психологической и педагогической литературы, рефлексивно-системный анализ педагогической деятельности. В качестве эмпирических методов использованы факторный качественный анализ анкет профессорско-преподавательского и студенческого корпусов на определение самых значимых компонентов коммуникативной деятельности преподавателей [3], а также их ранжирование. Выводы и рекомендации. Было выявлено несовпадение в определении значимости некоторых компонентов коммуникационной деятельности преподавателей у студентов разных уровней. Результаты диагностики компонентов коммуникационной деятельности преподавателей показали необходимость непрерывного профессионального развития и рефлексии. Наиболее чувствительным оказался компонент, связанный с эффективным самопозиционированием на различных профессиональных, научных и образовательных площадках. Результаты исследования могут быть использованы при оценки эффективности деятельности преподавателя во время конкурсных процедур и степени выполнения эффективного контракта. |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Communication is the evolutionary basis of any field of science, and it plays a key role in the scientific and educational process. Communication results in not only the exchange of results for the accumulation of knowledge, but also the formulation of questions and hypotheses, the justification of theories and methods, the argumentation of relevance and significance, and hence the development of knowledge [1]. In the period of transformation of higher education, the identification of the components of the teacher's communication activity is an extremely urgent task. This is due to a change in the position of the teacher, where the main focus is on pedagogical communication without monologue and edifying methods. Based on the research problem the purpose of the study is to identify and scientifically verify the components of communication activities of higher education teachers. It is necessary to achieve high-quality pedagogical practice. Communication activity contributes both education implementation ahead of reality, improvement the quality of education, and interdisciplinary knowledge formation and methodological thinking of students [2]. Research methods: theoretical methods, including research subject analysis based on the study of philosophical, psychological and pedagogical literature, reflexive-system analysis of pedagogical activity. As empirical methods, a factorial qualitative analysis of the questionnaires of the faculty and student staff was used to determine the most significant components of the communicative activity of teachers [3], as well as their ranking. Conclusions and recommendations. There was a discrepancy in determining the significance of some components among students and teachers. The results of diagnostics of indicators of teachers' communicative activity showed the need for long-life professional development and reflection. The results of the study can be used to assess the effectiveness of the teacher's activities during the competitive procedures and the degree of fulfillment of an effective contract. |
en_US |
dc.relation.ispartofseries |
КАЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ |
ru_RU |
dc.subject |
коммуникационная деятельность |
ru_RU |
dc.subject |
высшая школа |
ru_RU |
dc.subject |
педагогическая коммуникация |
ru_RU |
dc.subject |
преподаватель |
ru_RU |
dc.subject |
методологическое мышление |
ru_RU |
dc.subject |
междисциплинарное познание |
ru_RU |
dc.subject |
communication activity |
en_US |
dc.subject |
higher education |
en_US |
dc.subject |
pedagogical communication |
en_US |
dc.subject |
teacher |
en_US |
dc.subject |
methodological thinking |
en_US |
dc.subject |
interdisciplinary knowledge |
en_US |
dc.title |
КОММУНИКАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ |
ru_RU |
dc.title.alternative |
COMMUNICATION ACTIVITY OF TEACHER IN HIGHER EDUCATION |
en_US |
dc.type |
article |
|
dc.identifier.udk |
378.147 |
|
dc.description.pages |
55-59 |
|