Показать сокращенную информацию
dc.contributor | Казанский (Приволжский) федеральный университет | |
dc.contributor.author | Груздова О.Г. | ru_RU |
dc.contributor.author | Щербакова Н.Е. | ru_RU |
dc.date.accessioned | 2024-04-09T12:56:12Z | |
dc.date.available | 2024-04-09T12:56:12Z | |
dc.date.issued | 2023 | |
dc.identifier.uri | https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/183432 | |
dc.description.abstract | Проблема исследования: повышение привлекательности педагогической профессии и уровня квалификации преподавательских кадров заявлено в качестве ожидаемых результатов реализации государственной Программы Российской Федерации "Развитие образования", в связи с чем актуализируется потребность в интеграции деятельности образовательных организаций разных уровней для решения задач повышения мотивации выпускников школы к осознанному выбору педагогической профессии. В Указе Президента Российской Федерации "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г." в качестве одной из приоритетных целей заявлена возможность для самореализации и развития талантов, а именно формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. Одним из способов достижения данных целевых ориентиров является организация педагогических классов, которые в условиях дефицита педагогических кадров, в том числе и в Пензенской области, позволяют выявлять способных к педагогической профессии старшеклассников еще на этапе обучения в школе и развить их способности. С 2021 г. в Пензе реализуется проект "Профильный педагогический класс". В нем принимают участие 3 школы, 1 вуз, другие организации в сфере образования. Программа этих классов предполагает, помимо школьных, изучение курсов "Основы педагогики" и "Основы психологии", приобретение опыта профессиональных проб в образовательной деятельности, исследовательскую и проектную деятельность. Процесс профессионального самоопределения обучающихся, кульминацией которого становится профессиональный выбор как первый шаг в профессию, встречает ряд трудностей и часто происходит стихийно, в ситуации вынужденного принятия решения. Продолжение обучения в рамках выбранного направления невозможно без внутренней готовности к овладению профессией и положительной мотивации, отсутствие которой снижает качество дальнейшей подготовки. Задача педагогических классов - помочь старшеклассникам определиться со своим профессиональным выбором и попробовать себя в педагогической деятельности. Проблему нашего исследования составило противоречие между актуальным уровнем научной разработанности проблемы мотивации профессионального выбора старшеклассников педагогической профессии и не разработанностью методического конструктора формирования профессиональной мотивации обучающихся профильных педагогических классов в ходе изучения психолого-педагогических дисциплин. Целью исследования является: теоретическое обоснование и апробация системы поэтапного формирования мотива выбора профессии педагога в деятельности профильных педагогических классов. В статье представлен обзор отечественного и зарубежного опыта исследования мотива выбора профессии педагога, исследуется опыт и содержание работы в профильных педагогических классах г. Пензы, анализируются результаты двухлетнего исследования мотивации выбора профессии педагога обучающимися, представлены примеры методических конструкторов уроков по дисциплине "Основы педагогики", как фактора повышения мотивации старшеклассников к выбору профессии учителя, а также пример методического конструктора учителя для работы в педагогическом классе. Конструктор представлен в виде органайзера, который включает в себя 48 методических элементов, распределенных по трем блокам: "Теоретические основы", "Методический конструктор", "Инструментарий". Методы исследования: теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, теоретическое моделирование, сравнительный анализ; эмпирические - организация педагогического наблюдения, анкетирование, тестирование, эксперимент. Полученные результаты были подвергнуты математико-статистическому анализу с помощью U-критерия Манна - Уитни и ранговой коррел | ru_RU |
dc.description.abstract | The problem of research: increasing the attractiveness of the teaching profession and the level of qualification of teaching staff is stated as the expected results of the implementation of the state Program of the Russian Federation "Development of Education" in connection with which the requirement to integrate the activities of educational organizations of different levels to solve the problems of increasing the motivation of school graduates to a conscious choice of teaching profession is actualized. The Decree of the President of the Russian Federation "On the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030" declares as one of the priority goals the opportunity for self-realization and development of talents, namely the formation of an effective system for identifying, supporting and developing abilities and talents in children and youth, aimed at self-determination and professional orientation of all students. One of the ways to achieve these targets is the organization of pedagogical classes, which, in shortage of teaching staff, including the Penza region, make it possible to identify high school students capable of teaching profession at the stage of schooling and develop their abilities. Since 2021, the project "Profile pedagogical class" has been implemented in Penza. It is attended by 3 schools, 1 university, and other organizations in the field of education. The program of these classes assumes the study of the courses "Fundamentals of Pedagogy" and "Fundamentals of Psychology", the acquisition of professional experience in educational activities, research and project activities. The process of professional self-determination of students, culminating in professional choice as the first step into the profession, encounters a number of difficulties and often occurs spontaneously, in a situation of forced decision-making. Continuing education in the framework of the chosen direction is impossible without internal readiness to master the profession and positive motivation, which is necessary for further training. The aim of pedagogical classes is to help high school students decide on their professional choice and try themselves in pedagogical activity. The problem of our research was the contradiction between the actual scientific elaboration level of the problem of motivation of high school students' professional choice of the pedagogical profession and the development shortage of a methodological designer for the formation of professional motivation among students of specialized pedagogical classes during the study of psychological and pedagogical disciplines. The purpose of the study is theoretical justification and approbation of the system of step-by-step formation of the motive for choosing a teacher's profession in the activities of specialized pedagogical classes. The article presents an overview of domestic and foreign experience in the study of the motive for choosing a teacher's profession, explores the experience and content of work in specialized pedagogical classes in The results of a two-year study of the motivation for choosing a teacher's profession by students are analyzed, examples of methodological constructors of lessons in the discipline "Fundamentals of Pedagogy" are presented as a factor in increasing the motivation of high school students to choose a teacher's profession, as well as an example of a teacher's methodological designer for working in a pedagogical classroom. The designer is presented in the form of an organizer, which includes 48 methodological elements distributed in three blocks: "Theoretical foundations", "Methodological designer", "Tools". Research methods: theoretical - study and analysis of psychological and pedagogical, scientific and methodological literature on the problem of research, theoretical modeling, comparative analysis | en_US |
dc.relation.ispartofseries | КАЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ | ru_RU |
dc.subject | мотив | ru_RU |
dc.subject | мотивация | ru_RU |
dc.subject | выбор профессии педагога | ru_RU |
dc.subject | педагогический класс | ru_RU |
dc.subject | старшеклассник | ru_RU |
dc.subject | методический конструктор | ru_RU |
dc.subject | motive | en_US |
dc.subject | motivation | en_US |
dc.subject | choice of a teacher's profession | en_US |
dc.subject | pedagogical class | en_US |
dc.subject | high school student | en_US |
dc.subject | methodical designer | en_US |
dc.title | ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОГО РЕГИОНА) | ru_RU |
dc.title.alternative | FORMATION OF MOTIVATION FOR CHOOSING A TEACHER'S PROFESSION AMONG STUDENTS OF SPECIALIZED PEDAGOGICAL CLASSES IN THE PROCESS OF STUDYING PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DISCIPLINES (ON THE EXAMPLE OF THE PENZA REGION) | en_US |
dc.type | article | |
dc.identifier.udk | 37.013.77 | |
dc.description.pages | 121-129 |