dc.contributor |
Казанский (Приволжский) федеральный университет |
|
dc.contributor.author |
Дьячкова А.В. |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Томюк О.Н. |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Кулькова Л.И. |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2024-03-19T12:01:30Z |
|
dc.date.available |
2024-03-19T12:01:30Z |
|
dc.date.issued |
2023 |
|
dc.identifier.uri |
https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/183339 |
|
dc.description.abstract |
Актуальность трансформации образования в модель экосистемы продиктована глобальными трендами как в самой системе образования, в бизнес-моделях (экономике), так и общественными потребностями и ценностями. Школы и университеты XXI в. остро нуждаются в своем перепроектировании, и все это связано с процессом наращивания новых направлений деятельности, достижением высоких показателей результативности преподавателей, в частности, и образовательной организации в целом. Статья ставит проблему о необходимости моделирования не просто новой системы образования, а именно экосистемы. Экосистема должна отличаться синтезом образовательных организаций, бизнеса, некоммерческих организаций и государственных структур. Будучи единой системой, ее элементы поддерживают разнообразие, что обеспечивает динамичность и развитие системы. Цель исследования - обозначить роль и функции школы в формирующейся образовательной экосистеме, выявить потенциал и перспективы школы, обеспечивающие реализацию модели обучающегося города (learning city). Методы исследования: исследование базируется на основных выводах концепции биологических экосистем, а также экосистем в образовании. Опора на данную концепцию позволяет формировать новую управленческую и организационную парадигму образовательных организаций (университет, школа) с коллаборацией бизнес-структур, некоммерческих организаций и государства. Использование модели обучающегося города (ЮНЕСКО) дает возможность выявить перспективы и потенциал школы, обозначить ее новые функции и роль. Проведенный кейс-анализ включает опыт мировых практик образовательных экосистем, успешных моделей обучающегося города. Выводы и рекомендации. Авторы пришли к выводу, что современная школа готова к перепрограммированию и переконструированию в образовательную экосистему. В статье выделены роль и функции школы в экосистеме: школа - среда для фундаментального, но творческого, самостоятельного обучения, тьюторство учеников; преемственность для профессионального образования; практика вовлечения учащихся в решения практических задач региона; обучение должно быть тесно связано с реальным миром и его проблемами. Перспективными задачами являются формирование многопозиционных партнерств (сотрудничество между педагогами, администраторами, учащимися и их семьями). Авторы говорят об эффективной учебной среде как критерии успешной образовательной экосистемы, предполагающей постоянное взаимодействие и новые способы расширения профессионального, социального и культурного капитала за счет сотрудничества с семьей и сообществом, с высшим образованием, бизнесом и использования альтернативных источников знаний. В перспективе в модели обучающегося города школа будет выступать необходимым системным элементом, реализующим один из этапов обучения в течение всей жизни. Результаты исследования могут быть использованы для построения образовательной экосистемы в регионе, ориентированной на модель обучающегося города. В качестве дальнейшего направления исследования авторы считают построение модели экосистемы образования. |
ru_RU |
dc.description.abstract |
The relevance of transforming education into an ecosystem model is dictated by global trends both in the education system itself, in business models (economy), and social needs and values. Schools and universities of the 21st century is in dire need of their redesign, and all this is connected with the process of building up new areas of activity, achieving high performance indicators for teachers, in particular, and the educational organization as a whole. The article raises the problem of the need to model not just a new education system, but an ecosystem. The ecosystem should be distinguished by the synthesis of educational organizations, businesses, non-profit organizations and government agencies. Being a single system, its elements will support diversity, which ensures the dynamism and development of the system. Research aim - outline the role and functions of the school in the emerging educational ecosystem, identify the potential and prospects of the school, ensuring the implementation of the learning city model. Research methods: the study is based on the main conclusions of the concept of biological ecosystems, as well as ecosystems in education. Relying on this concept makes it possible to form a new managerial and organizational paradigm of educational organizations (university, school) with collaborations of business structures, non-profit organizations, and the state. The use of the learning city model (UNESCO) makes it possible to identify the prospects and potential of the school, to identify its new functions and role. The conducted case analysis includes the experience of world practices of educational ecosystems, successful models of a learning city. Conclusions and recommendations. The authors came to the conclusion that the modern school is ready to be reprogrammed and redesigned into an educational ecosystem. The article highlights the role and functions of the school in the ecosystem: the school is an environment for fundamental, but creative, independent learning, tutoring of students; continuity for vocational education; the practice of involving students in solving practical problems of the region; learning should be closely related to the real world and its problems. Promising tasks are the formation of multi-position partnerships (cooperation between teachers, administrators, students and their families). The authors talk about an effective learning environment as a criterion for a successful educational ecosystem that involves constant interaction and new ways to expand professional, social and cultural capital through cooperation with family and community, with higher education, business and the use of alternative sources of knowledge. In the future, in the learning city model, the school will act as a necessary system element that implements one of the stages of lifelong learning. The results of the study can be used to build an educational ecosystem in the region, focused on the learning city model. As a further direction of research, the authors consider building a model of the education ecosystem. |
en_US |
dc.relation.ispartofseries |
КАЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ |
ru_RU |
dc.subject |
цифровая трансформация образования |
ru_RU |
dc.subject |
экосистема |
ru_RU |
dc.subject |
образовательная экосистема |
ru_RU |
dc.subject |
модель обучающегося города |
ru_RU |
dc.subject |
обучения в течение всей жизни |
ru_RU |
dc.subject |
digital transformation of education |
en_US |
dc.subject |
ecosystem |
en_US |
dc.subject |
educational ecosystem |
en_US |
dc.subject |
learning city model |
en_US |
dc.subject |
lifelong learning |
en_US |
dc.title |
ШКОЛА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЕ: РОЛЬ, ФУНКЦИИ, ПОТЕНЦИАЛ И ПЕРСПЕКТИВЫ В МОДЕЛИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ГОРОДА |
ru_RU |
dc.title.alternative |
SCHOOL IN THE EDUCATIONAL ECOSYSTEM: ROLE, FUNCTIONS,
POTENTIAL AND PROSPECTS IN THE LEARNING CITY MODEL |
en_US |
dc.type |
article |
|
dc.identifier.udk |
371 |
|
dc.description.pages |
93-99 |
|