dc.contributor |
Казанский (Приволжский) федеральный университет |
|
dc.contributor.author |
Проданцов К.С. |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Храмова М.В. |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2024-03-19T11:24:12Z |
|
dc.date.available |
2024-03-19T11:24:12Z |
|
dc.date.issued |
2023 |
|
dc.identifier.uri |
https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/183307 |
|
dc.description.abstract |
Современное общество является сложной системой, которая продолжает усложняться с каждым днем. Во многом это обусловлено развитием технологий, вслед за которыми подвергаются изменению и социальные процессы, порождающие новые социальные угрозы и риски. Помочь человеку функционировать в таком быстро меняющемся обществе способна социология. Проблема значимости развития социологической культуры в российском обществе поднималась неоднократно [12] и продолжает обозначаться. Например, В.Я. Фетисов фиксирует тенденцию на уменьшение социально-гуманитарных дисциплин в высших учебных заведениях, что приводит к тому, что у обучающихся возникают проблемы с самостоятельностью и развивается конформизм. Значимую роль в решении обозначенных проблем профессор отводит социологии, которая позволяет проводить более подробный анализ общества, обучает сопоставлять цели с полученными результатами, развивает социальную субъектность, возложенную на высшую школу вместе с формированием профессиональных компетенций [14]. Существующий на данный момент опыт внедрения социологии в различные сферы жизни демонстрирует положительные результаты [6, 7]. В связи с этим целью исследования является анализ имеющегося отечественного опыта развития социологической культуры в непрофильных сферах. Методы исследования: теоретический анализ, сравнение, обобщение, интерпретация исследований по развитию социологической культуры в российском обществе. Выводы и рекомендации. В результате анализа опыта внедрения социологии в различные сферы можно выделить общие для всех компетенции, которые она развивает. Сформированная социологическая культура позволяет лучше понимать себя и окружающих, эффективно взаимодействовать с людьми, критически мыслить, взаимодействовать в условиях межкультурного общения, определять запросы общества и уметь на них правильно реагировать, строить прогнозы социального развития и учитывать последствия своей профессиональной деятельности, чтобы улучшить ее эффективность и не навредить обществу, владеть социологическими методами, иметь научный взгляд на действительность. Социология выполняет воспитательную и социализирующую функции, формирует гражданственность и транслирует гуманистические ценности. В дальнейшем планируется проведение теоретических и эмпирических исследований, направленных на разработку и экспериментальную проверку модели развития социологической культуры студентов педагогических направлений подготовки. Результаты исследования могут быть использованы при создании учебных программ для непрофильных направлений подготовки и последующих исследований по проблеме. |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Modern society is a complex system that continues to become more complex every day. This is largely due to the development of technology, but following them, social processes are also subject to change, which give rise to new social threats and risks. Sociology can help people function in such a rapidly changing society. The problem of the importance of the development of sociological culture in Russian society has been raised more than once [Prokazina, 2016] and continues to be highlighted. For example, V.Y. Fetisov notes a tendency for socio-humanitarian disciplines to decrease in higher education institutions, which leads to the fact that students have problems with independence and develop conformism. The significant role in the solution of the designated problems the professor assigns to sociology, which allows to carry out more detailed analysis of society, trains to compare the purposes with the received results, develops the social subjectivity assigned to the higher school together with formation of professional competences [Fetisov, 2018]. The current experience of implementing sociology in various spheres of life demonstrates positive results [Epifantseva, 2000; Yefanov, 2018]. In this connection, the aim of the study: analyze the available domestic experience of developing sociological culture in non-core spheres. Research methods: theoretical analysis, comparison, generalization, interpretation of research on the development of sociological culture in Russian society. Conclusions and recommendations. As a result of analyzing the experience of introducing sociology into various spheres, it is possible to identify the competences it develops that are common to all. A formed sociological culture allows you to better understand yourself and others, to interact effectively with people, to think critically, to interact in intercultural communication, to determine the needs of society and be able to respond to them correctly, to make forecasts of social development and consider the consequences of your professional activity to improve its effectiveness and not to harm society, to master sociological methods, to have a scientific view of reality. Sociology performs educational and socializing functions, forms citizenship and transmits humanistic values. In the future it is planned to conduct theoretical and empirical research aimed at the development and experimental testing of the model of development of sociological culture in students of pedagogical faculties. The results of the study can be used in the creation of curricula for non-profile areas of training and subsequent research on the problem. |
en_US |
dc.relation.ispartofseries |
КАЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ |
ru_RU |
dc.subject |
социологическая культура |
ru_RU |
dc.subject |
социологическое мышление |
ru_RU |
dc.subject |
социологическое воображение |
ru_RU |
dc.subject |
критическое мышление |
ru_RU |
dc.subject |
модернизация образования |
ru_RU |
dc.subject |
компетентностный подход |
ru_RU |
dc.subject |
доказательное образование |
ru_RU |
dc.subject |
sociological culture |
en_US |
dc.subject |
sociological thinking |
en_US |
dc.subject |
sociological imagination |
en_US |
dc.subject |
critical thinking |
en_US |
dc.subject |
modernization of education |
en_US |
dc.subject |
competency-based approach |
en_US |
dc.subject |
evidence-based education |
en_US |
dc.title |
РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
СРЕДИ НЕПРОФИЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ |
ru_RU |
dc.title.alternative |
DEVELOPING A SOCIOLOGICAL CULTURE AMONG NON-CORE SPECIALTIES |
en_US |
dc.type |
article |
|
dc.identifier.udk |
37.035 |
|
dc.description.pages |
305-310 |
|