dc.contributor |
Казанский (Приволжский) федеральный университет |
|
dc.contributor.author |
Кутейникова Н.Е. |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2024-03-19T08:54:10Z |
|
dc.date.available |
2024-03-19T08:54:10Z |
|
dc.date.issued |
2023 |
|
dc.identifier.uri |
https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/183298 |
|
dc.description.abstract |
Проблема исследования: федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на 'личностное развитие обучающихся, в том числе гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание, ценность научного познания' [4]. Новый ФГОС также включает в себя задачу по формированию функциональной грамотности младших школьников и школьников среднего звена. Перед современной школой в свете данных целей и задач встала проблема всестороннего развития личности ребенка, приобщения его к чтению различного рода литературы, мотивации к чтению художественной литературы педагогов и обучающихся. Исходя из вышеуказанного, целью исследования является: осуществить анализ опыта реализации проекта 'Читательская среда' (2018-2023 гг.), выявить и экспериментально проверить положительные эффекты педагогических практик (учителя, обучающиеся 1-11 классов): встречи с писателями, библиотечные уроки, урочные и внеурочные занятия по книгам приглашенных авторов, читательский клуб, чтение фрагментов произведений на переменах 'Живое слово', литературная гостиная, элективный курс 'Современная литература' (10 класс), семинары для учителей. В статье исследуется опыт работы образовательного комплекса ГБОУ г. Москвы 'Школа имени В.В. Маяковского'. Методы исследования: теоретические методы, среди которых анализ предмета исследования на основе изучения психологической, педагогической и литературоведческой литературы; рефлексивно-системный анализ обоснованной организации педагогической деятельности. В качестве эмпирических методов использованы: анкетирование учителей, анализ сочинений обучающихся. В исследовании приняли участие педагоги начальной школы, учителя-словесники и библиотекари. Проведен анализ посещения библиотек четырех учебных корпусов за 5 лет, анализ количества и качества чтения учеников 1-6 классов, сочинений обучающихся 8-10 классов. Выводы и рекомендации. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости организации системной работы по формированию читательской среды в образовательной организации, объединяющей урочную и внеурочную деятельность, для всестороннего развития личности обучающихся и педагогов. При системном подходе к организации чтения школьников должна формироваться культура чтения детей и учителей, без которой, по существу, нет развития личности, поэтому в современной школе назрела необходимость пересмотра как содержания урочных и внеурочных занятий по литературе, так и корпуса чтения школьников XXI столетия. Дальнейшее исследование предполагает внедрение, развитие и анализ форм работы с учениками 5-8 классов по развитию творческого мышления на основе прочитанных литературных текстов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в практике работы других образовательных учреждений Российской Федерации. |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Research problem: the federal state educational standard (FSES) for basic general education is focused on the personal development of students, including civil, patriotic, spiritual and moral, aesthetic, physical, labor, environmental education, and the value of scientific knowledge [4]. The new FSES also includes the task of forming functional literacy for junior high and middle school students. Modern schools, in light of these goals and objectives, face the problem of all-round development of the child's personality, familiarizing them with reading different kinds of literature, and motivating teachers and students to read fiction. Based on the above, the aim of this study is to analyze the experience of the project 'Reading Environment' (2018-2023), to identify and experimentally test the positive effects of teaching practices (teachers and students from grades 1-11): meetings with writers, library lessons, in-class and out-of-class activities on books by guest authors, reading clubs, reading fragments of works during breaks titled 'The Living Word', literary lounges, the elective course 'Modern Literature' (grade 10), and seminars for teachers. The article examines the experience of the educational complex of the school named after V.V. Mayakovsky in Moscow. The research methods used in the study are theoretical methods, including the analysis of the subject of research based on the study of psychological, pedagogical, and literary literature, and reflexive-systemic analysis of the substantiated organization of pedagogical activity. The empirical methods used in the research are a survey of teachers and analysis of students' essays. Elementary school teachers, vocabulary teachers, and librarians took part in the study. The study analyzed visits to the libraries of the four school buildings over five years, the number and quality of reading of students in grades 1-6, and compositions of students in grades 8-10. Conclusions and recommendations. The study leads to the conclusion that it is necessary to organize systematic work on the formation of the reading environment in educational organizations, combining class and extracurricular activities for all-round development of the personality of students and teachers. A systematic approach to the organization of schoolchildren's reading should form a culture of reading of children and teachers, which is crucial for personality development. Therefore, the modern school needs to revise both the content of the classroom and extracurricular activities on literature and the body of reading of schoolchildren of the 21st century. Further research involves the introduction, development, and analysis of forms of work with students in grades 5-8 to develop creative thinking based on literary texts they have read. The results of the study can be used by other educational institutions of the Russian Federation for practical work. |
en_US |
dc.relation.ispartofseries |
КАЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ |
ru_RU |
dc.subject |
развитие личности |
ru_RU |
dc.subject |
мотивация к чтению |
ru_RU |
dc.subject |
формы и приемы работы с литературой |
ru_RU |
dc.subject |
урочная и внеурочная деятельность |
ru_RU |
dc.subject |
современная детско-подростковая и юношеская литература |
ru_RU |
dc.subject |
personality development |
en_US |
dc.subject |
motivation for reading |
en_US |
dc.subject |
forms and techniques of work with literature |
en_US |
dc.subject |
lesson and extracurricular activities |
en_US |
dc.subject |
modern children's and adolescents' literature |
en_US |
dc.title |
ПРОЕКТ 'ЧИТАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА' В ШКОЛЕ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ
И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА И ОБУЧАЮЩЕГОСЯ |
ru_RU |
dc.title.alternative |
THE 'READING ENVIRONMENT' PROJECT AT SCHOOL AS A FACTOR
OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF TEACHER
AND STUDENT PERSONALITY |
en_US |
dc.type |
article |
|
dc.identifier.udk |
37.013.32 |
|
dc.description.pages |
240-248 |
|