dc.description.abstract |
Проблема исследования. Исследование суеверности является сложной задачей в силу нескольких причин. Во-первых, само слово "суеверность" имеет закрепившуюся за ним негативную коннотацию. Во-вторых, вероятнее всего, суеверные представления не константны во времени и проявляются в разных ситуациях в разной степени. В-третьих, обнаружение таких верований и практик требует от респондентов довольно высокого уровня рефлексии. Использование в этих целях количественных методов позволяет решить исследовательские задачи только отчасти, поскольку опросники содержат конкретный, неизменяющийся набор утверждений и позволяют оценить степень своего согласия с ними в соответствии со шкалой, предлагаемой авторами методики и никак иначе. В связи с этим ряд авторов (Бусыгина, Н.П., 2020; Квале С., 2009; Мельникова О.Т., Хорошилов Д.А., 2020; Улановский А.М., 2019; Emmons R.A., Paloutzian R.F., 2003) поддерживают точку зрения, согласно которой психологические феномены, связанные с верованиями людей, должны исследоваться с помощь качественных методов, основанных на использовании глубинных интервью и полевых наблюдений, анализе правил, символов, обрядов, отношений представителей различных сообществ, их переживаний, жизненных историй и дискурса. Преимущества подобных исследований в том, что они позволяют изучать сообщество верующих "изнутри", учитывать многозначный социокультурный контекст жизни его представителей, собирать более развернутые и детальные описания их поведения, обращаться к их приватным смыслам и переживаниям, опираться на их собственный язык, понимание и способы интерпретации событий (Улановский А.М., 2008). Исходя из вышеуказанного, нашей целью является: осуществить качественное исследование суеверности и различных ее проявлений у студентов. Методы исследования: теоретические методы, среди которых анализ предмета исследования на основе изучения философской и психологической литературы. Проведенное исследование основано на сборе и анализе содержания полуструктурированных интервью (объем выборки - 38 респондентов), для которых были отобраны верующие, но не религиозные респонденты. Под верующими мы понимаем тех, кто допускает существование неких сверхъестественных сил, но не является, как религиозные люди, ортодоксальным последователем одной из институциональных религий. Также дополнительно были организованы и проведены две фокус группы (объемы выборок - 6 и 7 респондентов). Общий объем выборки составил 51 человек. Выводы и рекомендации. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что суеверность выполняет в жизни студентов регуляторную и компенсаторную функции, выявляются факторы, влияющие на проявления суеверности и возрастные особенности ее проявления. В ответах испытуемых отчетливо прослеживаются следующие эффекты суеверности: чувство безопасности и уверенности, позитивный настрой, побуждение к действию, состояние спокойствия, ощущение поддержки и опоры, ощущение контроля над ситуацией. Вера в предопределенность может рассматриваться так же, как фактор, позволяющий изменить свое состояние на более спокойное, поскольку ее результатом, по мнению интервьюируемых, является надежда, что все идет так "как надо" и в итоге, все равно, все будет хорошо. К основным факторам, влияющим на появление и функционирование суеверности, можно отнести следующие: родительское влияние, особенности личности (такие как: уровень тревожности; подверженность страхам и впечатлительность; локус контроля), образы, транслируемые в современной культуре через кино и СМИ, образование и сформированность критического мышления, мировоззрение ближайшего окружения, а также столкновение с разного рода необъяснимыми событиями. |
ru_RU |
dc.description.abstract |
It is not an easy research task to study superstitiousness due to several reasons. Firstly, the word "superstitiousness" itself has a negative connotation. Secondly, superstitious beliefs are, most probably, not constant and tend to appear differently in different situations. Thirdly, respondents are expected to have a pretty high level of reflection to discover their superstitious beliefs and practices. Quantitative methods solve only some part of research tasks in this area, because inventories have a given, unchangeable set of statements and give the only way to evaluate one's agreement or disagreement according to the scale suggested by the author. Therefore, some scholars (N.P. Busygina, 2020; S. Kvale, 2009; O.T. Melnikova, D.A. Khoroshilov, 2020; A.M. Ulanovskiy 2019; R.A. Emmons., R.F. Paloutzian., 2003) support the point of view that mental phenomena that have to do with people's beliefs should be studied with the use of qualitative methods based on in-depth interviews and field observations, that include analysis of regulations, symbols, ceremonies and relationships of various communities, their experiences, life stories and the discourses. Such studies allow investigating societies "from inside", taking into account the polysemic socio-cultural context of the population, and gathering longer and more detailed descriptions of their behaviors, addressing their private meanings and experiences, their language, comprehension and interpretations (A.M. Ulanovskiy, 2008). Thus, the goal of the study was to carry out a qualitative study of superstitiousness and its manifestations among university students. The study methodology included theoretical methods - the subject analysis based on philosophical and psychological literature review. The empiric study comprised content analysis of semi-structured interviews (the sample group was 38 individuals who named themselves believers but not religious). Believers are understood here as those who believe in supernatural powers but, unlike religious people, do not follow the institutional religious dogmas. Besides two focus groups were organized and carried out (the groups of 6 and 7 respondents). The total population of the study was 51 individuals. Conclusions and recommendations. The findings make it possible to conclude that superstitiousness plays regulatory and compensatory role in the students' lives. The factors that determine superstitious beliefs and practices and some age-specific determinants were found. The following supestitiousness effects were clearly observed in the answers: the sense of safety and confidence, positive spirit, motivation, calmness, the sense of support and control over a situation. The predetermination belief may also be considered as a possibility to calm oneself down because, according to the interviewees, it gives the hope that things are going "as they should be" and finally everything will turn out for the better. Parental influences, personality traits (anxiety, proneness to fears, sensitivity and locus of control), images of contemporary culture and public media, education and critical thinking, world outlook of the close social environment and the experience of facing unusual phenomena and events are among the main factors that determine how superstitiousness shows itself and functions. |
en_US |