Электронный архив

СРЕДА И/ИЛИ ПРОСТРАНСТВО: ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

Показать сокращенную информацию

dc.contributor Казанский (Приволжский) федеральный университет
dc.contributor.author Криулина А.А. ru_RU
dc.date.accessioned 2023-02-28T10:03:35Z
dc.date.available 2023-02-28T10:03:35Z
dc.date.issued 2022
dc.identifier.uri https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/175179
dc.description.abstract Проблема исследования. Актуальность средового подхода для психологии обозначена А.Н. Леонтьевым в рукописи 1936 года, опубликованной в 1989 году и содержащей критический анализ работ педологов. Автор отметил, что "само понятие среды обычно оставалось...почти без всякого анализа..." [6]. После разгрома педологического подхода в России наступила стагнация в изучении образовательной среды. Возрождение этой области психологии началось в конце 20 века в контексте экологической психологии [11]. Интерес к средовому подходу, как к альтернативному авторитарному, сохраняется и в 21 веке. С увеличением количества внешних угроз для образовательной среды увеличивается и количество анализируемых ее компонентов [1]. Отечественным научным источникам, выполненным в русле средового подхода в разные периоды времени и отличающихся научными интересами их авторов, интерпретациями получаемых результатов, присущи общие проблемные моменты. Цель исследования - представить образовательное пространство в виде единораздельной целостности, выявить его структуру и обосновать особый статус внутренней среды, обозначить приемлемые направления проектирования его компонентов и критерии оценки получаемых результатов. Эффективность предлагаемых научных разработок верифицирована при помощи эмпирических фактов, полученных при решении исследовательских и учебных задач в Курском государственном университете. Методы исследования. Методологическую основу исследования составили междисциплинарный и системный подходы, базирующиеся на общем ключевом для них принципе целостности [3]. На предпроектном этапе использован содержательный анализ понятий и категорий, осуществлен сравнительный теоретический анализ существующих представлений о образовательной среде и ее структуре. На этапе проектирования использованы метод моделирования, метод прямой аналогии, метод накопления умозаключений по аналогии. На этапе практического применения созданной модели образовательного пространства использовалось знаковое моделирование с применением диаграмм Венна (кругов Эйлера). Выводы и рекомендации. 1. Предложена целостная динамичная многокомпонентная модель образовательного пространства. 2. Научно обоснован статус внутренней среды субъектов образовательного процесса как системообразующей в системе всех компонентов образовательного пространства. 3. Обозначены основные направления проектирования компонентов образовательного пространства и обобщенные критерии оценки получаемых результатов. Результаты исследования могут быть использованы при проектировании образовательного пространства других образовательных учреждений, а также, как научная основа исследования проблемы психологической безопасности, базирующегося на целостном представлении названного феномена (учитываются не только внешние угрозы безопасности, но и личностные качества субъектов образовательного процесса. ru_RU
dc.description.abstract The problem of research. The relevance of the environmental approach for psychology is indicated by A.N. Leontiev in a 1936 manuscript published in 1989 and containing a critical analysis of the works of pedologists. The author noted that "the very concept of the environment usually remained...almost without any analysis..." [6]. After the defeat of the pedological approach in Russia, there was stagnation in the study of the educational environment. The revival of this field of psychology began at the end of the 20th century in the context of environmental psychology [11]. Interest in the environmental approach, as an alternative authoritarian one, persists in the 21st century. With an increase in the number of external threats to the educational environment, the number of its components analyzed also increases [1]. Domestic scientific sources, made in line with the environmental approach in different periods of time and differing in the scientific interests of their authors, interpretations of the results obtained, have common problematic points. The purpose of the study is to present the educational space as a single entity, to identify its structure and justify the special status of the internal environment, to identify acceptable design directions of its components and criteria for evaluating the results obtained. The effectiveness of the proposed scientific developments has been verified with the help of empirical facts obtained in solving research and educational tasks at Kursk State University. Research methods. The methodological basis of the study was made up of interdisciplinary and systematic approaches based on the general principle of integrity, which is key for them [2]. At the pre-project stage, a meaningful analysis of the concepts and categories was used, a comparative theoretical analysis of existing ideas about the educational environment and its structure was carried out. At the design stage, the modeling method, the method of direct analogy, the method of accumulation of conclusions by analogy were used. At the stage of practical application of the created model of the educational space, sign modeling using Venn diagrams (Euler circles) was used. Conclusions and recommendations. 1. A holistic dynamic multicomponent model of the educational space is proposed. 2. The status of the internal environment of the subjects of the educational process as a system-forming one in the system of all components of the educational space is scientifically substantiated. 3. The main directions of designing the components of the educational space and generalized criteria for evaluating the results are outlined. The results of the study can be used in the design of the educational space of other educational institutions, as well as a scientific basis for the study of the problem of psychological security, based on a holistic view of the phenomenon named (not only external security threats are taken into account, but also the personal qualities of the subjects of the educational process who resist these threats). en_US
dc.relation.ispartofseries Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке. Часть III ru_RU
dc.subject образовательное пространство ru_RU
dc.subject внутренняя среда ru_RU
dc.subject принцип целостности ru_RU
dc.subject educational space en_US
dc.subject internal environment en_US
dc.subject integrity principle en_US
dc.title СРЕДА И/ИЛИ ПРОСТРАНСТВО: ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ ru_RU
dc.title.alternative ENVIRONMENT AND/OR SPACE: A HOLISTIC APPROACH TO SOLVING URGENT PROBLEMS OF EDUCATION en_US
dc.type article
dc.identifier.udk 159.9
dc.description.pages 228-236


Файлы в этом документе

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию

Поиск в электронном архиве


Расширенный поиск

Просмотр

Моя учетная запись

Статистика