Kazan Federal University Digital Repository

САМОИРОНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС И ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РОСТА УЧИТЕЛЯ

Show simple item record

dc.contributor Казанский (Приволжский) федеральный университет
dc.contributor.author Буткевич Я.В. ru_RU
dc.contributor.author Азбель А.А. ru_RU
dc.date.accessioned 2023-02-27T11:49:47Z
dc.date.available 2023-02-27T11:49:47Z
dc.date.issued 2022
dc.identifier.uri https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/175168
dc.description.abstract Верный способ привить ученику любовь к предмету и желание его изучать - вызвать уважение и симпатию к личности учителя. Мнение психологов и наш собственный опыт убеждают нас в том, что чувство юмора и самоирония занимают важное место в ряду качеств человека, привлекательного для окружающих. В статье рассматривается понятие "самоирония педагога" как педагогический ресурс, фактор личностного роста учителя и инструмент создания эмоционально-комфортной среды в процессе познания. Цель исследования - оценить дидактический и методологический потенциал самоиронии на основании теоретического и эмпирического осмысления феномена; выделить функции и особенности самоиронии как педагогического ресурса. С целью выяснить отношение учителей и учеников к самоиронии педагога в образовательном процессе был проведен опрос, в котором приняло участие 63 педагога Санкт-Петербургских школ, а также анкетирование 13 стажеров направления "Литературное творчество" в ОЦ "Сириус". Методы исследования: теоретические - анализ педагогической, психологической и философской литературы по проблеме исследования; эмпирические методы - анкетирование, опрос; статистические методы - качественный и количественный анализ результатов исследования. Исследование проводилось на базе Санкт-Петербургского государственного университета и образовательного центра "Сириус". Выводы и рекомендации. Полученные в процессе исследования результаты позволили очертить следующий круг функций самоиронии в образовательном процессе: создание позитивного образа учителя и формирование адекватной самооценки педагога, формирование защитного механизма, профилактика эмоционального выгорания, налаживание продуктивного общения между учителем и учеником, мягкая корректировка поведения ученика и развитие мягких навыков. Анализ полученных мнений педагогов выявил интересное противоречие между теорией и практикой. Та же группа опрошенных педагогов, которая положительно охарактеризовала самоиронию как качество личности, высказала два основных опасения: потерять уважение класса и утратить серьезное отношения учеников к предмету. Анкетирование школьников показало не слишком большое влияние самоиронии педагога на образовательный процесс либо неспособность учеников её считывать. ru_RU
dc.description.abstract The tried way to develop interest for a course and desire to study in a student is to achieve respect and love for the teacher's personality. The opinion of psychologists and our own experience convince us that sense of humor and self-irony are essential qualities of an attractive person. The article is devoted to the concept of "self-irony of a teacher" as a pedagogical resource, a factor of personal growth of a teacher and a tool for creating an emotionally comfortable environment in the process of learning. The purpose of the current research is to evaluate the didactic and methodological potential of self-irony based on a theoretical and empirical understanding of the phenomenon; to highlight the functions and features of self-irony as a pedagogical resource. In order to describe the attitude of teachers and students to self-irony in the educational process, a survey among 63 teachers of St. Petersburg schools was carried out, as well as a survey among 13 trainees of the "Literary creativity" course in Sirius Educational Center. Research methods: theoretical - analysis of the pedagogical, psychological and philosophical literature on the research problem; empirical methods - questionnaire; statistical methods: qualitative and quantitative analysis of the research results. The study was conducted on the premises of Saint-Petersburg State University and Sirius Educational Center. Discussion and Conclusions. The results obtained in this study allowed to outline the following range of functions of self-irony in the educational process: creating a positive image of an educator and forming adequate self-esteem of a teacher, protective mechanism' formation, prevention of emotional burnout, establishing productive communication between teacher and student, soft correction of student behavior and development of soft skills. The analysis of the collected opinions of teachers revealed an exciting contradiction between theory and practice. The same group of interviewed teachers, who positively characterized self-irony as a quality of personality, expressed two main concerns: about the loss of students' respect and fear of a frivolous attitude to the subject. The survey of trainees showed slight influence of the teacher's self-irony on the educational process or the inability of students to perceive it. en_US
dc.relation.ispartofseries Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке. Часть III ru_RU
dc.subject самоирония педагога ru_RU
dc.subject юмор в образовании ru_RU
dc.subject личностный рост учителя ru_RU
dc.subject self-irony of a teacher en_US
dc.subject humor in education en_US
dc.subject personal growth of a teacher en_US
dc.title САМОИРОНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС И ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РОСТА УЧИТЕЛЯ ru_RU
dc.title.alternative SELF-IRONY AS A PEDAGOGICAL RESOURCE AND A FACTOR OF PERSONAL GROWTH OF A TEACHER en_US
dc.type article
dc.identifier.udk 37.025
dc.description.pages 45-52


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Advanced Search

Browse

My Account

Statistics