Kazan Federal University Digital Repository

РАЗВИТИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Show simple item record

dc.contributor Казанский (Приволжский) федеральный университет
dc.contributor.author Добротворская С.Г. ru_RU
dc.contributor.author Охтярова Т.И. ru_RU
dc.date.accessioned 2023-02-27T11:49:36Z
dc.date.available 2023-02-27T11:49:36Z
dc.date.issued 2022
dc.identifier.uri https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/175167
dc.description.abstract Изменения, происходящие в системе образования в XXI веке, переход на дистанционное обучение в период пандемии, превышение количества лекционных часов за счет совместительства (до 2-х ставок), модернизация и насыщение информационными технологиями, обозначили некоторые трудности. Опрос, проведенный среди педагогов по всей России, позволил увидеть проблемы привлечения внимания учеников во время трансляции, необходимость форсирования голоса, что приводит к быстрому утомлению. Важным средством работы педагога является управление голосом при длительной речевой нагрузке. Исходя из этого, необходимо избегать речевого перенапряжения, что позволяет предотвратить профессиональную непригодность. Профессиональная деятельность педагогов сопряжена с повышенными эмоциональ-ными нагрузками, часто в шумной аудитории в условиях длительной, без отдыха речевой деятельности. Именно поэтому необходима развитая здоровьесберегающая компетент-ность, являющаяся важным компонентом профессиональной компетентности педагогов и составляющей профессиональной подготовки, осуществляемой в условиях повышения ква-лификации. Таким образом на курсах обеспечивается возможность построить индивиду-альную траекторию, путем выстраивания информационно-образовательной среды, благо-приятствующей ее эффективному развитию. Проблема исследования: каково научно-методическое обеспечение развития здоро-вьесберегающей компетентности педагогов в речевой деятельности в условиях повышения квалификации? Цель исследования: развитие здоровьесберегающей компетентности педагогов в ре-чевой деятельности в условиях повышения квалификации. В статье представлено содержание учебных дисциплин, которые на сегодняшний день способствуют наиболее эффективному развитию и освоению важных компонентов здоровьесберегающей компетентности педагогов в речевой деятельности в учебном про-цессе курсов повышения квалификации. Изучаемые темы: "Принципы рациональной органи-зации жизнедеятельности педагога", "Здоровьесберегающая деятельность педагогов", "Основы гигиены голоса и предупреждение профессиональных голосовых нарушений", "Формирование навыка правильного голосообразования, проблема воспитания носового вдо-ха, использование дыхания", "Методы предупреждения раннего утомления голоса при дли-тельной без отдыха речевой деятельности, повышение работоспособности", "Технология релаксации мышечного тонуса голосового аппарата", "Резонансная техника речи. О психо-логической природе резонирующего дыхания. Основные принципы работы резонаторов как мощный фактор сбережения голоса педагога при длительной без отдыха речевой деятель-ности", "Роль двигательной активности в жизнедеятельности педагога, дыхательные упражнения в движении". Материалы статьи представляют практическую ценность при планировании и организации учебного процесса в подготовке будущих педагогов в высших учебных заведениях. ru_RU
dc.description.abstract The modernization and globalization that take place in the education system in the 21st century, the saturation with information technologies, the increase in the number of lecture hours due to combination of part-time jobs (up to 2 rates), the transition to distance learning during the pandemic have revealed some problems. A survey conducted among teachers throughout Russia has shown that it is difficult for them to keep the attention of students during the live broadcast; a teacher has to force his/her voice, which leads to rapid fatigue. Voice is one of the most important means of a teacher's work. Accordingly, it is absolutely necessary for a teacher to be able to avoid speech overstrain and, thereby, prevent professional unsuitability. Teachers in conditions of continuous speech activity without a rest, often in a noisy audience, with increased emotional stress, are in need of well-developed health-saving competence. Health-preserving competence is one of the components of the professional competence of teachers and an important component of professional training implemented at advanced training. It looks possible to form an individual trajectory, through the creation of an information and educational environment that contributes to its most effective development. Research problem: what is the scientific and methodological support for the development of the health-saving competence of teachers in speech activity in terms of advanced training? The purpose of the study: the development of health-saving competence of teachers in speech activity in terms of advanced training. The article presents the academic disciplines, which today contribute to the most effective development in mastering health-saving competence among teachers in speech activity at the advanced training courses. Topics that are covered are "Training of the skill of correct phonation, the problem of teaching nasal inspiration, the use of breathing", "Technology of relaxation of the muscle tone of the vocal apparatus", "Fundamentals of voice hygiene and prevention of professional voice disorders", "Principles of the rational organization of a teacher's life", "Methods for preventing early fatigue voices during prolonged speech activity without rest, boosting the working efficiency", "Health-saving activity of teachers", "The role of motor activity in a teacher's life, breathing exercises in motion", "Resonant speech technique. Psychological nature of resonant breathing. Basics of the resonator use as a powerful factor in saving teachers' voice during prolonged speech activity without rest". The materials of the article are of practical value for preparing and organizing the educational process in higher education institutions in terms of training of future teachers. en_US
dc.relation.ispartofseries Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке. Часть III ru_RU
dc.subject здоровьесберегающая компетентность ru_RU
dc.subject рациональная организация здоровьесберегающей среды педагогов в речевой деятельности ru_RU
dc.subject сенсорные нагрузки ru_RU
dc.subject речеголосовая терапия ru_RU
dc.subject ин-формационно-образовательная среда ru_RU
dc.subject health-saving competence en_US
dc.subject rational organization of the health-saving environment of teachers in speech activity en_US
dc.subject sensory loads en_US
dc.subject speech-voice therapy en_US
dc.subject information and educational environment en_US
dc.title РАЗВИТИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ru_RU
dc.title.alternative THE DEVELOPMENT OF HEALTH-SAVING COMPETENCE OF TEACHERS IN SPEECH ACTIVITY en_US
dc.type article
dc.identifier.udk 378
dc.description.pages 120-128


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Advanced Search

Browse

My Account

Statistics