Показать сокращенную информацию
dc.contributor | Казанский (Приволжский) федеральный университет | |
dc.contributor.author | Шевелёва А.М. | ru_RU |
dc.date.accessioned | 2023-02-16T09:51:34Z | |
dc.date.available | 2023-02-16T09:51:34Z | |
dc.date.issued | 2022 | |
dc.identifier.uri | https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/173746 | |
dc.description.abstract | В статье описываются результаты изучения взаимосвязи симптомов эмоционального выгорания со стилем саморегуляции и стратегиями совладания со стрессом у 103 учителей средних общеобразовательных школ. Эмпирические данные были собраны посредством психологической диагностики при помощи опросников выявления эмоционального выгорания MBI, "Стиль саморегуляции поведения", "Копинг-поведение в стрессовых ситуациях". Обнаружены взаимосвязи показателей эмоционального выгорания с показателями копинг-стратегий и саморегуляции. Ориентированный на эмоции копинг связан с повышением риска проявления всех диагностированных симптомов выгорания - эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений. При этом сравнение выборок педагогов с разным общим уровнем выгорания показало, что опора на эмоциональный копинг наиболее выражена в выборке с высоким, а наименее - в выборке с низким уровнем выгорания. Оценка результатов как стратегия саморегуляции связана с сокращением редукции достижений и деперсонализации как симтоматики проявления эмоционального выгорания. Снижение проявлений эмоционального истощения связано с повышением опоры на стратегии планирования, моделирования, программирования и гибкости как стилевых особенностей саморегуляции, а также на решение задачи как способ совладания со стрессовыми ситуациями. Сравнительный анализ выборок с разным общим уровнем выгорания также показал, что стратегии моделирования, программирования и гибкости сильнее всего выражены в выборке с низким уровнем выгорания. Выявленные сочетания личностных характеристик, сопряжённых с повышением проявлений выгорания, могут послужить предикторами риска для профессионального здоровья педагогов. | ru_RU |
dc.description.abstract | The article aim is to show the results of study of the burnout symptoms with the self-regulation style and coping strategies relationship in secondary school teachers. Empirical data were collected through psychological diagnostics of 103 secondary school teachers using the following diagnostic tools: "Maslach Burnout Inventory", "Style of behavior self-regulation", "Coping Inventory for Stressful Situations". Correlations of job burnout symptom indicators with indicators of coping and self-regulation strategies were found. Emotion-oriented coping is associated with an increased risk of all diagnosed symptoms of burnout - еmotional exhaustion, depersonalization and personal accomplishment reduction. At the same time, a comparison of teachers samples with different general levels of burnout showed that the reliance on emotional coping is most pronounced in the sample with a high, and the least in the sample with a low level of burnout. Results assessment as a self-regulation strategy is associated with a decreasing level of depersonalization and personal accomplishment reduction burnout symptoms. The reduction of emotional exhaustion manifestations is associated with increased reliance on planning strategies, modeling, programming and flexibility as stylistic features of self-regulation, as well as on problem solving as a way of coping with stressful situations. A comparative analysis of samples with different overall burnout levels also showed that modeling, programming and flexibility strategies are most pronounced in a sample with a low burnout level. The revealed combinations of personal characteristics associated with increased manifestations of burnout can serve as predictors of risk for the teachers' professional health. In turn, the formation and development of those personal resources among specialists that are associated with reducing the burnout risk can become a task for self-improvement and corrective measures in the field of psychological support for the professional activity of a teacher. | en_US |
dc.relation.ispartofseries | Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке. Часть III | ru_RU |
dc.subject | эмоциональное выгорание | ru_RU |
dc.subject | стресс | ru_RU |
dc.subject | стратегии совладания | ru_RU |
dc.subject | копинг | ru_RU |
dc.subject | саморегуляция | ru_RU |
dc.subject | учителя | ru_RU |
dc.subject | burnout | en_US |
dc.subject | self-regulation | en_US |
dc.subject | coping | en_US |
dc.subject | stress | en_US |
dc.subject | teachers | en_US |
dc.title | ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ СОПРОТИВЛЯЕМОСТИ СТРЕССУ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ | ru_RU |
dc.title.alternative | PERSONAL FACTORS OF STRESS RESISTANCE AS PREREQUISITES FOR THE BURNOUT MANIFESTATIONS IN TEACHERS | en_US |
dc.type | article | |
dc.identifier.udk | 159.9 | |
dc.description.pages | 468-473 |