Показать сокращенную информацию
dc.contributor | Казанский (Приволжский) федеральный университет | |
dc.contributor.author | Соколова И.А. | ru_RU |
dc.contributor.author | Серых А.Б. | ru_RU |
dc.contributor.author | Волнянская Л.В. | ru_RU |
dc.date.accessioned | 2023-01-24T09:28:01Z | |
dc.date.available | 2023-01-24T09:28:01Z | |
dc.date.issued | 2022 | |
dc.identifier.uri | https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/173681 | |
dc.description.abstract | Стратегической линией преодоления экологического кризиса является формирование экологической культуры специалиста в процессе обучения и воспитания в системе экологического образования. Организация педагогического процесса для расширения запаса экологических, технологических и экономических знаний студентов, развитие их интеллектуального, ценностного, творческого потенциала, который способствовал бы формированию у них экологической культуры, обуславливает необходимость разработки концептуальных основ. Целью исследования является функциональная научно-педагогическая деятельность по созда-нию экологизированной профессионально-образовательной среды в образовательном пространстве технического вуза для содействия осознанию необходимости сохранения окружающей природы, формированию экологического мировоззрения у будущих специалистов предприятий любого вида деятельности. Интегрированное междисциплинарное содержание подготовки и организация образовательного процесса формирования экологической культуры студентов путём введения нетрадиционных тем и специальных дисциплин, изучения ресурсосберегающих технологий, практического опыта теоретических и прикладных проектов решения региональных экологических задач является способом решения постав-ленной цели. Отправной концептуальной точной исследования служит построение систе-мы, подходов, принципов, характеристик, педагогических методов, моделей и алгоритмов, которые позволяют определить общую направленность и ориентиры исследовательского поиска, отобрать актуальные положения. Методы исследования. Для диагностирования сформированности экологической культуры после теоретического анализа экологической педагогической, психологической литературы, касающейся проблемы исследования, прово-дилось анкетирование по списку терминальных и инструментальные ценностных ориента-ций М. Рокича среди 250 студентов IV курсов Калининградского государственного техниче-ского университета. Выводы и рекомендации. Полученные результаты свидетельствуют о том, что содержание естественнонаучных, общеобразовательных и специальных дисци-плин в профессиональных учебных заведениях, направленное на повышение экологической культуры, готовности к психологической и практической экологической деятельности, оказывает влияние на подготовку и воспитание инженерно-технических работников экономически и технически грамотных, экологически сознательных, разделяющих ценности сохранения окружающей среды. Исследование показало, что экологическое обучение и воспитание студентов в техническом вузе нуждается в дальнейшем наполнении экологизированной профессионально-образовательной среды средствами методологии экологической педагогики в дальнейшей оптимизации содержания экологической и технологической профессиональной подготовки. | ru_RU |
dc.description.abstract | The strategic component of overcoming the ecological crisis is the formation of an ecological culture of a specialist in the process of training and education in the environmental education system. The organization of the pedagogical process to expand the stock of ecological, technological and economic knowledge of students, the development of their intellectual, value, creative potential, which would contribute to the formation of their ecological culture, necessitates the development of conceptual foundations. The purpose of the study is functional scientific and pedagogical ac-tivity to create an ecologized professional and educational environment in the educational space of a technical university to promote awareness of the need to preserve the environment, the formation of an ecological worldview among future specialists of enterprises of any type of activity. The integrated interdisciplinary content of training and the organization of the educational pro-cess for the development of ecological culture of students through the introduction of non-traditional topics and special disciplines, the study of resource-saving technologies, practical experience of theoretical and applied projects for solving regional environmental problems is a way to achieve this goal. The starting conceptual basis of the research is the construction of a system, approaches, principles, characteristics, pedagogical methods, models and algorithms, which al-lows you to determine the general orientation and guidelines of the research search, to select relevant provisions. Research methods. To diagnose the formation of ecological culture, after a the-oretical analysis of ecological pedagogical, psychological literature concerning the problem of research, a questionnaire was conducted according to the list of terminal and instrumental value orientations of M. Rokich is among 250 4th-year students of Kaliningrad State Technical University. Conclusions and recommendations. The results obtained indicate that the content of natural science, general education and special disciplines in professional educational institutions aimed at the formation of ecological culture, moral, psychological and practical readiness for environ-mentally sound environmental management, has an impact on the training and education of engineering and technical workers economically and technically literate, environmentally conscious, sharing the values of environmental conservation. The study showed that environmental education and upbringing of students at a technical university needs further filling of the ecologized profes-sional and educational environment with the means of the methodology of environmental pedagogy, further optimization of the content of environmental and technological professional training. | en_US |
dc.relation.ispartofseries | Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке. Часть II | ru_RU |
dc.subject | экологическое образование | ru_RU |
dc.subject | экологическое воспитание | ru_RU |
dc.subject | экологическая культура | ru_RU |
dc.subject | экологическое сознание | ru_RU |
dc.subject | экологизированная профессионально-образовательная среда | ru_RU |
dc.subject | ecological education | en_US |
dc.subject | ecological education | en_US |
dc.subject | ecological culture | en_US |
dc.subject | ecological consciousness | en_US |
dc.subject | ecologized professional and educational environment | en_US |
dc.title | КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ | ru_RU |
dc.title.alternative | CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF FORMATION ECOLOGICAL CULTURE OF STUDENTS AT A TECHNICAL UNIVERSITY | en_US |
dc.type | article | |
dc.identifier.udk | 378:504.06(06) | |
dc.description.pages | 575-582 |