Показать сокращенную информацию
dc.contributor | Казанский (Приволжский) федеральный университет | |
dc.contributor.author | Державина В.В. | ru_RU |
dc.contributor.author | Сизая С.А. | ru_RU |
dc.date.accessioned | 2023-01-23T12:38:48Z | |
dc.date.available | 2023-01-23T12:38:48Z | |
dc.date.issued | 2022 | |
dc.identifier.uri | https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/173657 | |
dc.description.abstract | Нравственное воспитание является одним из ключевых элементов в воспитательном и образовательном процессе современной школы. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России гласит: воспитание личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта. Изменение вектора общего образования РФ, в том числе и образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в воспитательном аспекте становится вызовом для педагогической общественности, поскольку существуют проблемы связанные с технологиями формирования ценностей обучающихся. Дети с ОВЗ нуждаются в особых методах и инструментах нравственного воспитания. В рамках рабочей программы воспитания каждой образовательной организации существует инвариативный модуль "Школьный урок", в рамках которого предполагается внедрение воспитательного компонента в рабочую программу каждого предмета. Проблема исследования заключается в выявлении методов и инструментов формирования нравственного воспитания на уроках родной (русской) литературу с использованием сказок в рамках инклюзивного образования. Цель исследования - проанализировать воспитательный потенциал и целесообразность использования сказочного материала по нравственному воспитанию школьников с ОВЗ на уроках родной (русской) литературы. Для достижения поставленной цели исследования в качестве методов были использованы анализ и синтез существующих теорий и образовательных практик нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, а также сравнительно-исторический метод при работе со сказочным материалом. В рамках исследования был выявлен ряд особенностей формирования нравственного воспитания в рамках инклюзивного и специального коррекционного образования, так при работе в рамках инклюзивного класса должен быть использован индивидуальный сопроводительный материал для обучающегося с ОВЗ, в то время как для специального коррекционного образования возможна фронтальная работа с использованием наглядного материала, инсценировка и метод форум-театра могут использоваться для всех категорий обучающихся с ОВЗ, ввиду своей практической направленности. Результаты данного исследования могут быть использованы широким педагогическим сообществом: учителями русского языка и литературы, учителями родного языка, а также классными руководителями, поскольку разработан алгоритм адаптации сказочного материала для нравственного воспитания обучающихся с ОВЗ. | ru_RU |
dc.description.abstract | Moral education is one of the key elements in the educational and educational process of a modern school. The concept of spiritual and moral development and upbringing of the personality of a citizen of Russia states: the upbringing of the personality of a citizen of Russia is the methodological basis for the development and implementation of the federal state educational standard. The change in the vector of general education of the Russian Federation, including the education of children with disabilities, in the educational aspect becomes a challenge for the pedagogical community, since there are problems associated with technologies for the formation of students' values. Children with disabilities need special methods and tools of moral education. Within the framework of the work program of education of each educational organization, there is an invariant module "School lesson", within which it is supposed to introduce an educational component into the work program of each subject. The problem of the research is to identify methods and tools for the formation of moral education in the lessons of native (Russian) literature using fairy tales in the framework of inclusive education. The purpose of the study is to analyze the educational potential and the feasibility of using fairy-tale material on moral education of schoolchildren with disabilities in the lessons of native (Russian) literature. To achieve the research goal, the methods used were the analysis and synthesis of existing theories and educational practices of moral education of children with disabilities, as well as a comparative historical method when working with fairy-tale material. Within the framework of the study, a number of features of the formation of moral education within the framework of inclusive and special correctional education were identified, so when working within an inclusive class, individual accompanying material for a student with disabilities should be used, while for special correctional education, frontal work using visual material is possible, staging and the forum theater method can be used for all categories of students with disabilities, due to their practical orientation. The results of this study can be used by a wide pedagogical community: teachers of the Russian language and literature, teachers of the native language, as well as classroom teachers, since an algorithm for adapting fairy-tale material for the moral education of students with disabilities has been developed. | en_US |
dc.relation.ispartofseries | Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке. Часть II | ru_RU |
dc.subject | нравственность | ru_RU |
dc.subject | воспитание | ru_RU |
dc.subject | инклюзивное образование | ru_RU |
dc.subject | обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья | ru_RU |
dc.subject | родная литература | ru_RU |
dc.subject | сказкотерапия | ru_RU |
dc.subject | morality | en_US |
dc.subject | upbringing | en_US |
dc.subject | inclusive education | en_US |
dc.subject | students with disabilities | en_US |
dc.subject | native literature | en_US |
dc.subject | fairy tale therapy | en_US |
dc.title | НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ РОДНОЙ (РУССКОЙ) ЛИТЕРАТУРЫ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ | ru_RU |
dc.title.alternative | MORAL EDUCATION IN THE LESSONS OF NATIVE (RUSSIAN) LITERATURE IN THE FRAMEWORK OF INCLUSIVE EDUCATION | en_US |
dc.type | article | |
dc.identifier.udk | 376.2 | |
dc.description.pages | 231-236 |