Показать сокращенную информацию
dc.contributor | Казанский (Приволжский) федеральный университет | |
dc.contributor.author | Моисеева А.А. | ru_RU |
dc.contributor.author | Савченко И.А. | ru_RU |
dc.date.accessioned | 2023-01-23T12:38:13Z | |
dc.date.available | 2023-01-23T12:38:13Z | |
dc.date.issued | 2022 | |
dc.identifier.uri | https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/173654 | |
dc.description.abstract | В настоящее время вопрос о ментальном здоровье человека стоит очень остро. Возросшая популярность этой темы в последнее время обусловлена той сложной эпидемиологической обстановкой и связанными с ней ограничениями, в которой мы пребываем на протяжении более двух лет [1]. Одной из явных причин нарушения ментального здоровья является дли-тельный стресс [4]. В свою очередь, работа учителя связана с различными ситуациями, которые могут неблагоприятно воздействовать на психику человека, тем самым провоци-руя различные психологические проблемы [3]. Поэтому вопрос о сохранении психологическо-го здоровья учителей является одним из важных объектов изучения психологов и работни-ков психологических служб. Стресс является достаточно распространённой проблемой со-временного общества, особенно это касается системы образования [2]. Определив наличие, и, возможно, источник стресса, личность старается преодолеть его теми или иными спо-собами. Так как при стрессе человек чувствует себя дискомфортно, очень важно правильно и безболезненно вернуть его в ресурсное состояние. Это можно сделать с помощью копинг-стратегий, которые были описаны многими авторами, например, Р. Лазарусом, создавшим опросник, направленный на выявление преобладающей копинг-стратегии у человека [5]. Вы-бор оптимальной копинг-стратегии необходим для того, чтобы выстраивать эффектив-ные взаимоотношения, управлять поведением индивида, контролировать эмоциональное и психологическое состояние [2]. Особенно это актуально в настоящее время, с учетом сложной эпидемиологической ситуации в мире, которая вызвана пандемией Covid-19. Исходя из вышеуказанного, целью исследования является: исследование преоблада-ющих копинг-стратегий в педагогическом коллективе образовательной организации, выяв-ление уровня приспособления к работе и нагрузке в период работы в сложной эпидемиологи-ческой ситуации. Методы исследования: теоретические методы, среди которых анализ предмета ис-следования на основе изучения психологической и педагогической литературы, описатель-ный обзор, систематизация, обобщение. В качестве эмпирических методов использованы опросник "Копинг-стратегии" Р. Лазаруса и опрос с использованием авторской анкеты. В исследовании приняли участие 133 учителя подмосковных средних общеобразователь-ных школ. Выводы и рекомендации. Согласно полученным результатам преобладающей копинг-стратегией является бегство-избегание (42,7 %). Также проведенный опрос показал, что учителя, выбирающие данную стратегию, чаще испытывают трудности в использовании технологий дистанционного обучения, что сказывается на проведении уроков, подготовки материала для занятий. Трудности с выбором подходящих технологий обучения могут ска-зываться, как на учебном процессе, так и затрагивать психологический климат в педагоги-ческом коллективе, а также учителя с данной копинг-стратегий чаще испытывают труд-ности в общении с членами семьи. Проведённое исследование позволяет сделать вывод о важности как изучения, так и правильного использования копинг-стратегий в работе учителей в образовательной организации, а также о важности работы психологической службы, которая в свою очередь должна освещать и транслировать важность и необходимость правильного реагирования в стрессовых ситуациях, с целью сохранения психического здоровья учителей. Результаты исследования могут быть использованы при составлении рабочих планов и распределении нагрузки учителей, при работе психологической службы в данном образовательном учреждении, для изучения и поддержания благоприятного психологиче-ского климата в коллективе, а также при дальнейшем изучении и написании научных работ по данной тематике. | ru_RU |
dc.description.abstract | Currently, the problem of human mental health is very acute. The increased popularity of this top-ic in recent years is due to the difficult epidemiological situation and the restrictions associated with it, in which we have been living for more than two years [1]. One of the clear causes of men-tal health disorders is long-term stress [4]. In turn, the work of a teacher associated with various situations that can adversely affect the human psyche, thereby provoking various psychological problems [3]. Therefore, the issue of maintaining the psychological health of teachers is one of the important objects of study for psychologists and workers in psychological services. Stress is a fairly common problem in modern society, especially in the education system [2]. Determined the presence, and, possibly, the source of stress, the person tries to overcome it. Under stress the per-son feels itself uncomfortable, it is very important to return them to a resource state correctly and painlessly. It can be done using coping strategies that have been described by many authors, for example, R. Lazarus, who created a questionnaire aimed at identifying the predominant coping strategy in personalities [5]. The choice of the optimal coping strategy is necessary in order to build effective relationships, control the individual's behavior, and control the emotional and psy-chological state [2]. It is especially true at the present time, considering the difficult epidemiolog-ical situation in the world named by the Covid-19 pandemic. Based on the above, the purpose of the study is: to study the prevailing coping strategies in the pedagogical collective of the educational organization, to identify the level of adaptation to work and load during work in a difficult epidemiological situation. Research methods: theoretical methods, including analysis of the subject of research based on the study of psychological and pedagogical literature, descriptive review, systematiza-tion, generalization. The questionnaire "Coping strategies" by R. Lazarus and the survey using the author's questionnaire were used as empirical methods. The study involved 133 teachers from secondary schools near Moscow. Conclusions and recommendations. According to the obtained results, the prevailing cop-ing strategy is flight-avoidance (42.7 %). The survey also showed that teachers who choose this strategy are more likely to face difficulties in using technologies, which affects the conduct of les-sons and the preparation of material for classes. Difficulties in choosing suitable teaching technologies can affect both the educational pro-cess and the psychological climate in the pedagogical collective, and teachers with this coping strategy often experience difficulties in communicating with family members. The conducted re-search allows us to conclude about the importance of both studying and the correct use of coping strategies in the work of teachers in an educational organization, as well as the importance of the work of a psychological service, which, in turn, should illuminate and broadcast the importance and need for a correct response in stressful situations, with the goal of maintaining the mental health of teachers. The results of the study can be used in the preparation of work plans and the distribution of the workload of teachers, in the work of the psychological service in this educational institu-tion, to study and maintain a favorable psychological climate in the team, as well as in further study and writing scientific papers on this topic. | en_US |
dc.relation.ispartofseries | Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке. Часть II | ru_RU |
dc.subject | конфликтология | ru_RU |
dc.subject | стресс | ru_RU |
dc.subject | копинг | ru_RU |
dc.subject | копинг-стратегии | ru_RU |
dc.subject | механизмы психологической защиты | ru_RU |
dc.subject | психология образования | ru_RU |
dc.subject | учителя | ru_RU |
dc.subject | школа | ru_RU |
dc.subject | conflictology | en_US |
dc.subject | stress | en_US |
dc.subject | coping | en_US |
dc.subject | coping strategies | en_US |
dc.subject | psychological defense mechanisms | en_US |
dc.subject | educational psychology | en_US |
dc.subject | teachers | en_US |
dc.subject | school | en_US |
dc.title | ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У УЧИТЕЛЕЙ В СЛОЖНОЙ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ | ru_RU |
dc.title.alternative | RESEARCH ABOUT THE TEACHER'S CHARACTERISTICS OF COPING STRATEGIES IN A DIFFICULT EPIDEMIOLOGICAL SITUATION | en_US |
dc.type | article | |
dc.identifier.udk | 159.99 | |
dc.description.pages | 453-459 |